Вера из «Вокзала для двоих» выбирала не тех мужчин

В свое время он, что называется, прогремел. Получил Государственную премию СССР, приз лучшего зарубежного фильма года в Польше; стал «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран». А на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде Людмила Гурченко получила приз за главную роль в этом фильме.

И сегодня эта талантливая кино-мелодрама все так же популярна у зрителей. Ведь история, показанная в «Вокзале для двоих» современна всегда. Фильм-то о любви, о том, как встретились два одиночества и, несмотря на жизненные трудности, все преодолели и были счастливы вместе.

Но годы идут. И нередко знакомые сюжеты, образы выглядят в ином свете.

Я вот недавно пересмотрела «Вокзал для двоих» и увидела другое. Точнее, другую. Другую я Веру увидела. И поняла, что она принадлежит к тем женщинам, которые не тех мужчин выбирают.

Ну, с первым ее ухажером, проводником Андреем, которого блистательно сыграл Никита Михалков, все понятно. Этот Андрей – самый что ни на есть «не тот». Внешне, конечно, привлекательный: статный, видный, при бицепсах.

Брутальный, как сейчас говорят. Но внутри-то гнилой. Хамовитый, циничный, привык считать себя во всем лучше остальных. Ему абсолютно чуждо уважение к людям. Скажем, Веру он использует самым мерзким образом: наверное считает, что любовь в купе – предел мечтаний для нее. И уж, конечно, жениться он на ней не собирается.

Да и с другими Андрей этот не привык церемониться. Чего стоит эпизод, когда он попросту отнимает паспорт у Рябинина, чтобы тот его чемоданы с дынями посторожил. А уж сцена драки в привокзальном ресторане, – вообще, характеризует этого самого Андрея как тупую, бессовестную скотину.

Словом, мужичонка у Веры дрянь. И зрители со вздохом облегчения воспринимают Верино решение с этим негодяем расстаться.

Тем более, что встречает-то она человека вполне достойного. Встречает и влюбляется.

А ее избранник, Платон Рябинин (в великолепной исполнении Олега Басилашвили), совсем другой. Не больше, не меньше, – принц на белом коне. Пианист из Москвы. Интеллигентный, импозантный, холеный. И собой хорош.

И самое главное, что с благородным, мужественным сердцем: готов в тюрьму пойти, чтоб спасти свою незадачливую жену, насмерть сбившую человека. И, вообще, Платон – человек сердобольный, добрый. Вспомним, как ему важно перед судом увидеться с больным отцом.

В фильме «Вокзал для двоих» показано, как два хороших человека, уж коль встретили друг друга и полюбили, будут вместе во что бы то ни стало. И в радости, и в горе. Все помнят потрясающие сцены в сибирской исправительно-трудовой колонии, куда Вера приехала к Платону.

Сколько самозабвенной любви, искренней радости в этих влюбленных!

И все же закрадывается смутное сомнение, что это счастье не долговременно.

А дело, как мне кажется, вот в чем. Если вдуматься, Вера и Платон – люди с разных планет. Вера – особа практическая, пробивная, приземленная. Будь она другой – не связалась бы в свое время с мерзоватым, но деловитым Андреем.

А вот любовь с Платоном для нее – экзотика. Ведь даже очень рассудочному человеку иногда хочется яркой романтики. Вот и получает Вера мощный электрический заряд необыкновенной любви.

Что же касается Платона, то он принадлежит к тем, кто немного не от мира сего. И не удивительно, он же –человек мира искусства. Вспомним, что Платон часто и за себя постоять не в состоянии: хамовитый Андрей с легкостью забирает у него паспорт, да и вору-карманнику поживиться бумажником Рябинина ничего не стоит…

Разные по характеру, по взглядам на жизнь, а главное, по воспитанию, образованию, кругозору, Вера и Платон мало подходят друг другу. Даже пройдя тюрьму, Рябинин останется интеллигентом, утонченным музыкантом. Человеком, приподнятым над жизненной суетой. Вера же – официантка с соответствующим кругом интересов…

В тоже время мне кажется, что если бы в «Вокзале для двоих» вместо интеллигентного, рафинированного Олега Басилашвили был другой актер, мысль о неравенстве Веры и Платона, может, не возникла бы. Ну а так, что есть, то есть…

И, вообще, мне думается о Вере следующее. Женщина она добрая, отзывчивая. Так и будет по жизни подставлять плечо, спину неприспособленному к грубой реальности Платону.

В точности так она вела себя, неся аккордеон и поддерживая Рябинина словами, когда они опаздывали на утреннюю перекличку в исправительную колонию. Жертвовать собой она будет ради него постоянно. Пока не надоест.

А потом, наверное, встретится кто-то третий. Который больше подойдет ей. И, представьте, походить он будет одновременно и на пробивного, деловитого Андрея, и на благородного, возвышенного Платона.

А почему и нет. В жизни все бывает. А хорошая женщина заслуживает настоящего счастья.

Оцените статью