«Воскресенье половина седьмого» — о нормальном равнодушии 1980-х

Мини-сериал со скучноватым названием «Воскресенье половина седьмого» (1988) интересен тем, что здесь раскручивается психологический детектив (практически триллер) при полном отсутствии реального криминала – никакой стрельбы, никаких погонь за жестокими уголовниками. Тем не менее, труп имеется. Напомню сюжет – найдена мёртвая девушка без следов насилия. Вскрытие показало, что смерть наступила от разрыва селезёнки, случившегося при падении.

Обыкновенно в таких случаях вообще происходит отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия события преступления. На это и напирают опытные следаки. Однако молодой стажёр Сергей Крашенинников (знакомый нам персонаж – Крош, ставший взрослым) с этим категорически не согласен – он считает, что преступление всё-таки было. Да, девушку Соню Смирнову не порезали ножом и не ударили по голове, но никто не оказал ей помощь.

Фигурируют статьи – неоказание помощи и оставление в опасности, правда, все старшие коллеги утверждает, что по этой статье никого ещё не посадили, хотя, формально суд состоится, и девицы, бросившие Соню, будут считаться судимыми, так как их вина доказана. Понести реальное наказание и быть судимым – это разные вещи. Что меня зацепило в далёком 1988 году? И что цепляет сейчас? В этом немудрящем телепроекте совершенно точно воссоздана реальность конца 1980-х.

Тут не было ни чернухи, ни грязи, ни рэкета, но и благости – никакой, зато – море цинизма. Как в жизни. Именно таких девиц, как «подруги» Сони я видела, когда работала на междугородной станции и училась на вечернем в МЭИС. По сюжету они переплётчицы, я общалась с телефонистками, но суть и наружность – ровно такие же. Стиль – вульгарность и хабалистость, дикие начёсы, пластмассовая бижутерия.

В те годы актуализировалась мода на женскую агрессивность – девочки формата Сони считались странненькими, не от мира сего. Даже, если ты в душе – тургеневская Ася, внешне должна соответствовать образу певицы C иСи Кетч – иначе заклюют. Тогда нравились не красивые, но — активные. В телефильме также фигурируют юноши и девушки, занятые мелким бизнесом, связанным с подпольной аудиозаписью.

Приносят новый диск, который потом переписывается на десятки аудиокассет – потом дефицитный музон продаётся через своих. На самом деле, доходная тема. Знавала таких мальчиков. В фильме звучит много тогдашней музыки – от хэви-металла до попсы, а уж песня Modern Talking -а n 100 Years там просто могут считаться этаким гимном эпохи – реальное погружение в 1988-1989 годы.

Действительно, этот западногерманский дуэт имел в СССР какую-то фантастическую популярность. Он и во всей Европе «гремел», что называется, но в Советском Союзе как-то по-особенному. Опять же, юные герои постоянно упоминают рок-группу Whitesnake и фоном звучат целых три композиции. И вот, что важно – ни детки (к слову, обеспеченные и сытые), ни размалёванные девки – люди-то неплохие.

Такие и в жизни плохими не были! Обычные. Они все видели умирающую Соню, но думали – «перепила девчонка» и «наверняка, притворяется». Это стандартное равнодушие того времени – даже сейчас больше участия к несчастному и упавшему. А тогда если человек лежал, все думали: ага, пьяный, пусть дышит воздухом, а милиция подберёт. Интересно, что начинающий следователь Крош пытается ещё и воспитывать всех допрашиваемых и вроде бы у него это получается.

Во всяком случае, до старшеклассников ему удалось достучаться. Гаже всего тут явлен «мир взрослых», генерация отцов. Врач, не оказавший помощь, тоже типичен – талантливый и увенчанный лаврами хирург, оказался мелкой тварью, для которой главное – хорошо кушать. Отлично показано, как он обращается со своей женой (это маркер), как боится «сесть», как врёт, изворачивается, грозится и так далее. В 1980-х был такой типаж – я бы его назвала «супермен».

Этакие спортивные, поджарые мужчины при деньгах (необязательно ворованных), любящие комфорт и всяко-разный импорт. Эти изображали и даже выстраивали «свою Америку» задолго до 1991 года, правда, реальный капитализм их сильно разочаровал. Оказалось, что суперменствовать они могли только в условиях социалистической экономики, за счёт государства и общества.

Профессор Боровой (по забавному совпадению однофамилец одного из первых миллионеров 1990-х) как раз из этих. Которые всё хапнули от «совка», но хотели жить, как в Лос-Анджелесе. В общем, если вы хотите знать, как выглядел СССР, близкий к реалиям, вам точно нужно посмотреть «Воскресенье половина седьмого» (1988). В этих поворотах угадываются грядущие 1990-е с их жестью – чётко отслеживается корень зла, причём, на уровне всех поколений – от деток до дядек.

Оцените статью
«Воскресенье половина седьмого» — о нормальном равнодушии 1980-х
«Старая, старая сказка», как финал эпохи