В 80-е годы девиз «с любимым на границу» выглядел очень романтично. А в наше время «с любимым ЗА границу» звучит для многих женщин, мечтающих о безбедном мотыльковом существовании, куда актуальнее.
Времена меняются. Но мне, признаюсь, капитан Блинов и теперь видится эталонным образцом настоящего мужика. Из тех, кто умеет быть, а не казаться. Делать, а не говорить. Защищать, а не защищаться.
Что удивительно, создатель образа бравого пограничника – тот самый Валентин Черных, перу которого принадлежит хрустальная мечта одиноких женщин-руководителей элегантного возраста: Гоша, он же Гога, он же Жора, он же Георгий Иваныч. Этот слесарь с крайне уязвимым самолюбием и подвижной психикой, весь из себя «на том простом основании, что я мужчина» при первых трудностях уходит в густой туман и неправдоподобно прекрасен в своём запое, поэтому у меня он не вызывает особого трепета.
В отличие от Гоши капитан пограничных войск Александр Петрович Блинов – натура по-настоящему цельная, сильная, своего рода микеланджеловский Давид, в облике которого всё совершенно и нет ничего лишнего.
Чем он мне так симпатичен? Попробую объяснить.
Капитан Блинов немногословен, но каждое его слово взвешенно и за каждым стоят реальные поступки либо твёрдые мужские принципы. Помните ситуацию с поездкой по колхозам, где взбалмошная и легкомысленная Лена должна была подготовить репортаж о яблоках, гниющих в хозяйстве и скармливаемых свиньям? В столовой нежданных визитёров усадили за стол, сытно накормили, дабы убедить не портить председателю колхоза предстоящий юбилей и уничтожить плёнку, и Лена тут же с лёгкостью согласилась.
«Отснятые плёнки у меня, Елена Павловна, и я их вам не отдам», – отчеканил капитан. Он не читал мораль, не учил жизни, расставив точки над «i» короткой фразой: «Лена, жалость – плохой советчик!», а позицию свою объяснил так: «Мой отец всегда говорил: «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону. У меня есть кусок границы, который я должен охранять – это мой долг. Если я его не выполню, любые ссылки на болезни, юбилеи и испорченные карьеры мне не помогут. Почему здесь должно быть по-другому?» Ответ Лены «потому что здесь не граница» прозвучал весьма бледно и неубедительно.
Причём, заметьте, эта женщина ему нравится и, настаивая на своей правоте, он понимает, что поставлено на кон. Но правда Блинова в том, что отстаивает он в данном случае не себя, любимого, непогрешимого и ненаглядного, а то, во что верит. И даже при этом возвращает Лене плёнки, чтобы окончательное решение, пусть и ошибочное, она могла принять сама.
То есть, обладая сильной волей и стальным характером, капитан лишён деспотизма и оставляет за другим человеком право на осознанные действия.
Сцена вторая. Лена, профессорская дочка, должна «перевезти маман с чемоданами на дачу». Задача с двумя неизвестными: транспорт плюс мужская сила. Любовник Лены Лядов – красивый, холёный, вальяжный, выверенный до каждого жеста, холодный – отговаривается отсутствием времени. А капитан Блинов предлагает свою помощь, ставит на колёса старенькую «Победу», ржавевшую в гараже, и благополучно доставляет семейство на дачу.
Мама Лены, дважды побывавшая в браке с учёными мужами, несмотря на кажущуюся внешнюю неприспособленность к жизни – женщина мудрая, и указывает дочери на очевидный факт: «Вот ты своего Лядова просила помочь, а где он? А настоящие мужики приходят на помощь без всякого зова, сами».
Сцена третья. Ночь, Лядов и Лена поднимаются к ней домой после прогона в драмтеатре. Лядов, лениво перебирая фотографии, свысока и покровительственно указывает Лене на ошибки. Появление капитана Блинова приводит Лену в замешательство, и действительно, ситуация неловкая: двое мужчин, одна женщина. Лядов, в силу самоуверенности и непомерного самомнения, не принимает соперника в расчёт, разговаривает насмешливо и иронично, Лена прячет глаза, чувствуя себя загнанной, потом говорит потерянно и устало: «Капитан, что ты всё хочешь? Что ты лезешь в мою жизнь? Я же взрослый человек, и была замужем. Ты что, не знаешь, что одиноких женщин иногда посещают мужчины?»
Это отнюдь не цинизм. Несмотря на взбалмошность, внешнюю браваду и бесшабашность, Лена очень одинока. Она тщательно прячет свою ранимость за колкими фразами, иронией и напускной беспечностью, маскирует потерянность за суетой, банальной мишурой и вечной спешкой.
Из сложившейся ситуации почти невозможно было выйти с достоинством, но Блинов сумел. Его слова «для меня ты никогда не была замужем, и никого у тебя не было кроме меня» – не просто объяснение в любви. Это стремление любящего мужчины защитить женщину от её прошлого, её ошибок, её поражений. Видя стыд и боль Лены, капитан своими словами будто закрывает её от неустроенности и душевной пустоты. Твёрдый как кремень, сдержанный, безгранично великодушный, он обладает таким внутренним достоинством, что для его признания нет преград.
И даже такому цинику, как Лядов, становится понятно, что он проиграл.
Главный герой мог бы, как принято в романах, принести и положить жизнь к ногам возлюбленной, подарить ей себя. Но капитан сделал гораздо больше: подарил Лене её саму, остановив бесконечное и бессмысленное мельтешение, из-за которого не было времени задуматься, осмыслить, понять, что с ней происходит.
«Честно служить, ни о чём не тужить» – гласила надпись на солдатской кружке, доставшейся отцу капитана Блинова ещё от деда. Нет, это вовсе не про армию. Служить можно женщине, друзьям, делу. Так считает Александр Петрович Блинов, и я с ним совершенно солидарна.
Можно долго спорить, есть ли будущее у столь разных людей, как эти двое, но мне кажется, личность такой мощи – это паровоз, тягач, носорог, который вполне способен вытащить из трясины на цветущий луг маленький, упрямый и очень милый паровозик по имени Лена.
По крайней мере, мне очень хочется верить в счастливый финал.
И в то, что такие мужчины остались не только в кино.