История создания фильма началась с написания сценария молодым сценаристом Александром Бородянским.
Вначале сценарий повествовал о маляре Афоне, однако позже Бородянский решил заменить маляра — сантехником. Сценарий победил на всесоюзном конкурсе, а Александр получил премию — 1000 рублей.
Фильм планировали снимать на студии им.Довженко, однако что-то пошло не так, и сценарий попал к Георгию Данелии. Именно он сумел сделать из трагедии комедию.
Судите сами. По сценарию в Афоню влюбляется Катя, так же как в кино, правда?Вот только не обладает тот Афоня обаянием, и выставлен он абсолютно никчемным человеком.
Кроме того, Катя не добившись от Афанасия взаимности, в конце сценария кончает свою жизнь самоубийством. Вот так мог бы выглядеть финал фильма, если бы его снимал кто-то другой. Но за дело взялся блистательный Георгий Данелия.
На главную роль пробовались многие артисты — Николай Караченцов, Владимир Носик, Борислав Брондуков, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков и другие.
Пересмотрев множество вариантов, Данелия остановился на трёх актёрах — Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлёв. Представляете Высоцкого в роли Афони?Я нет!
Несмотря на все уважение, к Владимиру Семёновичу, это явно не его роль. Да и фильм с участием Высоцкого получился бы совсем другим. К счастью Данелия остановился на Леониде Куравлёве, и мы уже не представляем другого Афоню.
На роль Кати пробовались многие актрисы, однако Данелия никак не мог найти подходящую кандидатуру. Наконец Катя была найдена.
Ей стала Евгения Симонова, студентка Щукинского училища. Увидев Симнову, Данелия понял, что наконец нашел идеальную Катю, и без проб утвердил девушку на эту роль.
Однако была одна проблема — Симонова в это время снималась в фильме «Пропавшая экспедиция». Съёмки картины проходили на Урале, и из-за этого Евгения не могла сниматься в «Афоне».
Данелия продолжил поиски актрисы на роль Кати, но вскоре убедился, что эту роль сыграть может лишь Симонова. Георгий Николаевич с большим трудом договорился, о том, чтобы Симонову отпустили на три дня на съёмки «Афони».
За три дня съёмок, были сняты все кадры с Евгенией. Актриса вспоминала, что в те дни, она практически не спала — ведь нужно было успеть снять все эпизоды с ее героиней.
Евгений Леонов был одним из любимых актеров Данелии. Георгий Николаевич не мог не позвать его на роль штукатура Коли.
Леонов, даже из этой небольшой роли смог сделать запоминающегося и в принципе положительного персонажа. Хотя изначально Коля задумывался как отрицательный герой.
Борислав Брондуков, проходивший пробы на роль Афони, все же сыграл в этом фильме. Роль собутыльника Федула, стала одной из ярких ролей в фильмографии артиста.
Брондуков настолько хорошо вошёл в образ алкоголика, что на съёмках фильма в ресторане его приняли за пьяницу, и не захотели пускать внутрь.
Съёмки фильма проходили в Ярославле. Для того, чтобы собрать на дискотеку снятую в ДК им. Надежды Крупской массовку, всем желающим платили три рубля. По тем временам это были очень неплохие деньги.
Все помнят, что на танцах Афоня танцует с дамой с очень внушительным бюстом. Роль Людмилы исполнила актриса Татьяна Распутина.
Ее бюст был не настолько большим, как того требовал фильм, и поэтому Распутиной увеличили его за счёт шариков, наполненных водой.
Однако, во время танца, шарики лопнули. Пришлось искать другой вариант. В этот раз воду заменили манной крупой. В день съёмок неожиданно заболела костюмерша.
Женщина попросила мужа заменить ее и объяснила как и что ему делать. Наполненный крупой бюстгальтер, никак не хотел застегиваться, тогда мужчина плюнул и завязал его узлом.
Вначале Данелия планировал в фильме печальный конец — Афоня стоит на аэродроме в полном одиночестве. Во время работы над фильмом, Данелия решил, что Катя все же появится в финале в мечтах Афони.
И только когда начали снимать этот эпизод, Данелия понял, что Катя должна появиться по настоящему, а не в мечтах главного героя. Именно благодаря этому, у фильма получился хороший финал.
После премьеры, фильм наделал много шума. Были те, кто восхищался фильмом, были и противники. Многие писали режиссеру, что он оправдывает пьянство и что герой выставлен слишком положительным.
Несмотря на это, картина стала лидером проката 1975 года. До сих пор «Афоня» является одним из любимейших советских фильмов, и входит в золотую коллекцию Мосфильма.