Высоцкого не пустили на сцену, Гагарин веселился, накрашенного Леонтьева «вырезали»: почему «Голубые огоньки» всегда проходили со скрипом

Все обсуждают «вырезанных» Лолиту и Киркорова, а мне хочется вспомнить съемки Новогодних огоньков в советские годы. Драки, пожары, пьяные выходки, странные и даже опасные номера… Новогодние съемки всегда отличались непредсказуемостью и сопровождались самыми разными курьезами.

В 60-е постоянными гостями «Голубого огонька» были космонавты. И это хорошая традиция, на мой взгляд. В те годы к космонавтам было совершенно особое отношение. Они принимали в программе самое активное участие. К примеру, Алексей Леонов лихо отплясывал твист (который, к слову, считался запрещенным, и за который годом ранее вырезали Магомаева) с певицей Ларисой Мондрус, а Гагарин ходил по студии с камерой, изображая оператора.

Уже в 1965 году на съёмках «Голубого огонька» произошла неприятная и невыгодная для артиста ситуация. Клоун Олег Попов вышел на сцену в женском платье. Это была пародия на известную в те годы певицу Татьяну Шмыгу. Зрители, нужно отметить, были в восторге, а вот телевизионное начальство было в гневе. После этого выхода Попову на долгие годы запретили сниматься в «Огоньках», и вообще практически закрыли ему дорогу на телеэкраны. И после того случая телевизионные сценаристы стали согласовывать программу со своим начальством, заранее утверждая по нескольку раз тот материал, который будет отснят.

В первые годы съемок телевизионный праздник был настоящим. Гости мероприятия действительно искренне выступали, ели, выпивали, веселились, а операторы снимали их на камеру. Но с каждым годом он терял свою реальность, все более и более обрастая бутафорией. Фрукты и нарезки на блюдах заменили на бутафорские. Вместо шампанского стали наливать газировку. Петь стали под фонограмму. Шутить по сценарию. Уже к 70-м телевизионный праздник стал во всех смыслах поддельным: от еды на столах до фальшивых улыбок гостей.

«Неприкасаемых» в те годы не было. Досталось и молодому Иосифу Кобзону. Небезызвестный Сергей Георгиевич Лапин, главный цензор советской культуры, без всяких комментариев вырезал его выступление из «Голубого огонька». Причем ни комментариев, ни оправданий Кобзон не получил. Вырезали – и все.

В 1970-е годы цензура все так же смотрела в оба. Так, по неизвестной причине всё тот Лапин фактически в последний момент не допустил до эфира «Голубого огонька» актёра и певца Владимира Высоцкого. Вместе с женой Мариной Влади он должен был вести передачу.

Из «Огоньков» тех лет регулярно вырезали выступления Валерия Леонтьева. Он выглядел слишком уж ярко. Певца наконец начали допускать к эфирам уже к 80-х. Ну а потом с приходом 90-х Валерий Яковлевич уже перестал себя ограничивать в художественном выражении на сцене, став одним из самых эпатажных поп-артистов того времени.

С приходом 90-х и 00-х, хотя цензуры уже и не было, но проблем меньше не стало. Например, во время выступления Сосо Павлиашвили кто-то уронил в искусственный снег бенгальский огонь. Начался пожар. Правда, прежде чем вывести людей из задымлённого зала, номер с «ждущим тебя грузином» всё же досняли.

Проблемы с выступлениями и репертуаром в 00-х возникали у многих артистов. А в 2020 Меладзе и вовсе предложил коллегам по цеху бойкотировать новогодние съемки, чем вызвал, с одной стороны, горячую поддержку других музыкантов, а с другой — народный гнев и шквал критики. Меладзе поддержал Михаил Боярский: он отметил, что если все артисты откажутся от съёмок в «голубых огоньках», власти наконец обратят внимание на кризис в индустрии. Присоединился к ним и продюсер Иосиф Пригожин.

Зрители не только не огорчились забастовке артистов, но даже и обрадовались. Потому что формат «Голубого огонька» явно изжил себя и приелся публике.

Оцените статью
Высоцкого не пустили на сцену, Гагарин веселился, накрашенного Леонтьева «вырезали»: почему «Голубые огоньки» всегда проходили со скрипом
Крупная нестыковка на суде с Алевтиной и Ненароковым, которую многие не замечают