На такую оценку Василий Макарович сильно обиделся. И вот почему. Он в термин искусство вкладывал особое значение. Для него это было чем-то искусственным и ненастоящим, никак не пересекающимся с реальной жизнью.
А он, Шукшин, в своих произведениях искал правду жизни, он не придумывал сюжеты, а рассказывал о том, чем жил сам.
В 1973 году Василий Шукшин намеревался снять совсем другой фильм под названием «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине. Это был любимый персонаж режиссера с детства.
Сценарий он написал еще в конце 60-х годов, когда писал, то собрал небольшую библиотеку из книг об этом герое.
Но запускать фильм Шукшину не давали, а потом он попал в больницу, где и написал повесть без названия. Это произведение он дал прочитать своей супруге Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Та, прочитав, плакала, а потом предложила вариант названия «Калина красная» в честь песни, которую они пели вместе. Это название Василий Макарович и оставил.
Весной 1973 года Шукшин опубликовал сценарий в журнале «Наш современник».
Сам фильм он собирался снимать на Киностудии имени Горького, но руководство выступило против: как можно снимать кино про уголовника на студии, где создают кино для детей и подростков?
Но журнал с повестью прочитал директор «Мосфильма» Николай Сизов, после чего пригласил Шукшина снимать к себе. Но в Госкино официального разрешения давать не спешили.
И тогда автор попытался начать работу на Экспериментальной творческой киностудии Григория Чухрая.
Но здесь его попросили сделать главного героя Егора Прокудина более положительным, чтобы он с самого начала был настроен на исправление и пересмотр жизненных взглядов.
Шукшин с требованиями не согласился, и пошел в Первое объединение к Сергею Бондарчуку, который его поддержал. Правда, бюджет выделили небольшой. Василию Макаровичу выбирать было не из чего, и он дал согласие на работу.