Зачем в нашем кино отрицательные герои бывали столь обаятельны на экране?

Многие сразу начинают вспоминать неоднозначного Афоню, смело обращаясь к творчеству замечательного Леонида Куравлёва. И что, кто-то видел этого талантливого артиста в реально отрицательных ролях?

А вот когда чиновникам представили в 1969 году картину «Белое солнце пустыни», то их сразу поразил «свободолюбивый» и обаятельный образ «Чёрного Абдулы» в лице роскошного Кахи Кавсадзе.

Можно даже сказать, что начальство просто «обалдело» от эдакой режиссёрской наглости. Это сегодня понятно, что именно такой «герой» с загадочной восточной харизмой и придаёт культовому фильму особый колорит. Но ведь просмотр происходил в декабре 1969-го, года ещё не затих шум от «пражский событий»… Так что…

Только «железный характер» миниатюрной Татьяны Лиозновой мог позволить себе показать Вальтера Шелленберга, а хуже того, Генриха Мюллера столь приятными собеседниками. Вообще, осознать, как это «безобразие» смогло пробиться к зрителям, практически невозможно.

Ведь в Союзе существовало клише, что немцы должны быть показаны на экране не слишком «далёкими», прямолинейными и искренне одиозными. А тут вам, пожалуйста, столь улыбчивый Табаков и «игривый» Броневой.

Это много лет спустя родственники Шелленберга, как-то посмотрев фильм, прислали Олегу Павловичу благодарность за предельно достоверное изображение их Вальтера в кино. Но не в 1973-м же, можно было такое разрешать… .

Много споров вызвал четырьмя годами ранее, прекрасно сделанный телефильм «Адъютант его превосходительства». Нет, занимательный «батька Ангел» в исполнении блистательного Анатолия Папанова, отчего-то остался незамеченным у строгого начальства.

А вот милый, душевный и понимающий генерал Владимир Зенонович Май-Маевский, в роли которого выступил очаровательный Владислав Стржельчик, вызвал много «морализаторских» споров.

Но упрямый режиссёр Евгений Ташков всё же убедил руководство в правильности своего подхода к характерам тех «идейных противников» советской власти. И кино… «вышло на славу»…

Гениальной находкой самостоятельного Андрея Тутышкина, затеявшего музыкально-революционную комедию «Свадьба в Малиновке», было приглашение на роль хитрющего Попандопуло великолепного 42-летнего Михаила Водяного (Вассермана).

Можно пересмотреть все советские комедии, но второго столь обаятельного, сверхлукавого персонажа вы не встретите больше нигде. Рванувший в кинотеатры народ был, естественно, в полном восторге от шуток этого невероятного артиста.

Однако, даже в 1967-м году, чиновники принимавшие картину, не слишком обрадовались таланту Михаила Григорьевича, так ярко сыгравшего роль матёрого бандита.

Поэтому, как и в истории с «Белым солнцем пустыни» фильм «получил обидную 2-ю прокатную категорию», и только дикая популярность у зрителей, затем повысила его до «первой».

Можно, конечно же, вспомнить Остапа Бендера и Гену Козодоева в исполнении невероятного Андрея Миронова. Но это, в общем-то, как-то и… не серьёзно.

Может, Андрей Александрович и мечтал о роли реального негодяя, но взгляните на свободолюбивого «Маркиза» в «Достоянии республики», и рассуждать об отрицательном обаянии его киногероев будет совершенно… бессмысленно…

Оцените статью
Зачем в нашем кино отрицательные герои бывали столь обаятельны на экране?
Как Голубкина сыграла парня: удивительная история фильма «Гусарская баллада»