Забытый фильм о (не)торжестве правосудия

Драма «Карпухин» (1973) — не самый известный фильм замечательного режиссёра Владимира Венгерова, на фоне других его лент эта история затерялась, хотя

Венгеров снимал «Карпухина», уже будучи очень известным и уважаемым мастером. Режиссёр тут впервые прикоснулся к криминальному жанру,

но показанная в начале картины трагедия — это в большей степени повод разобраться в человеческой психологии, чем завлекающая интрига.

И, кстати, у зрителей тут есть возможность увидеть актёра Николая Ерёменко-старшего в неоднозначном образе, и это необычно, ведь Николай Ерёменко остался в истории советского кино как герой положительный, с безупречной репутацией.

Автором сценария «Карпухин» был Григорий Бакланов, опытный сценарист. В 1970 году вышла драма по его сценарию «Был месяц май», принёсшая ему настоящий успех. Главным героем нового сюжета стал обычный шофёр грузовика, который в темноте сбил человека. Собственно,

ДТП со смертельным исходом и есть завязка: сбивший пешехода Карпухин пытается сбежать, но его скручивают свидетели.

И теперь молодому следователю предстоит разобраться в деталях. И многое говорит не в пользу Карпухина: он дважды судим, раньше злоупотреблял спиртным, а сейчас и свидетели уверяют, что от него в момент задержания шёл запах алкоголя. Да и с места ДТП пытался скрыться.

Казалось бы, ответ очевиден: виновен. И для прокурора старшего товарища следователя, тут никаких неясностей нет.

А вот сам следователь, знакомясь с Карпухиным и узнавая подробности его жизни, приходит к выводу, что Карпухин не виноват. Окончательное решение должен принять суд.

Владимира Венгерова в сюжете привлекла не только основная линия, то есть следствие по делу Карпухина, но и второстепенная — его предыдущая жизнь, о которой он рассказывает следователю, путь, которым он пришёл к текущей ситуации. И абсолютно ясно, что вне зависимости от того, какое решение примет суд,

Карпухин уже осудил сам себя и, скорей всего, будет корить себя до последней минуты.

На эту роль Венгерову был нужен сильный актёр, но при этом без шлейфа предыдущих ролей, чтобы аудитория не ассоциировала его с предыдущими образами. Выбор пал на Василия Корзуна.

Для Корзуна это была первая в карьере главная роль, несмотря на то, что в кино он начал работать ещё в пятидесятые. Позже Корзун много снимался, но роль в «Карпухине» осталась для него знаковой и самой яркой.

Роль следователя Никонова получил 24-летний дебютант Сергей Данилин. И это было удачное попадание в образ: только осваивавшийся на съёмочной площадке Сергей Данилин точно передал мироощущение начинающего юриста, старательного, но слегка робеющего под грузом ответственности.

Роль не склонного к сантиментам прокурора Овсянникова, мучающегося, как ему и окружающим кажется, неизлечимой болезнью, сыграл Николай Ерёменко-старший,

а в небольшой роли его супруги — Людмила Гурченко, любимая актриса Владимира Венгерова. Считается, что

именно Владимир Венгеров открыл в Гурченко, имевшей репутацию актрисы опереточно-комедийного жанра, драматический талант:

в 1960 году он пригласил в её в военную драму «Балтийское небо», после которой зрители увидели, что Людмила Гурченко может быть не только забавной и весёлой, но и строгой и неулыбчивый. После Венгеров снимал актрису почти во всех своих фильмах, а сама актриса всегда говорила о режиссёре только в превосходной степени.

В других ролях Любовь Малиновская, Татьяна Бестаева, Фёдор Никитин, Александр Борисов, Борис Коковкин. Снимали ленту в городе Мценск Орловской области.

По сюжету всё произошло в небольшом городке, и Мценск с его неспешностью и сохранившейся ещё с дореволюционных времён атмосферой русской провинциальности идеально подошёл кинематографистам. Но надо отметить, что большая часть сцен снята в помещениях, уличных съёмок не так уж и много.

И вот ещё один интересный факт. В числе режиссёров помимо Владимира Венгерова был Евгений Татарский. Он работал с Венгеровым в качестве помощника ещё на съёмках «Рабочего посёлка» в 1965 году, теперь Татарский стал уже вторым режиссёром.

Ну а через несколько лет Евгений Татарский станет уже самостоятельным режиссёром и мастером детективов.

Премьера «Карпухина» состоялась в начале 1973 года. Лента не стала сенсацией, и не в последнюю очередь потому, что это кино, заставляющее размышлять. Зритель с самого начала знает почти все обстоятельства дела, но по ходу действия всплывают и новые.

И до финала непонятно, будет ли признан виновным Карпухин (да и виновен ли?). В журнале «Советский экран» кинокритик Татьяна Хлоплянкина написала о картине:

«При всей своей ровности, негромкости фильм обладает каким-то удивительным чувством собственного достоинства, роднящим его с хорошей, реалистичной русской прозой».

Кстати, в начале ленты звучит народная песня «На речке, на речке, да, на том бережочке мыла Марусенька белые ножки». Помните, визитной карточкой какого режиссёрско-актёрского дуэта она была?

Оцените статью
Забытый фильм о (не)торжестве правосудия
«Мои дорогие» (1975): 4 сестры, 4 судьбы