«Завтрак на траве» — пионерское лето, импрессионизм и коллективизм

Это – фильм-настроение, точнее – впечатление, потому что есть недвусмысленная отсылка к импрессионизму. Изначально в сценарии это называлось «Будь готов!», но затем стало «Завтраком на траве» (1979).

Режиссёр — Николай Александрович, сценарист — Михаил Львовский, база — рассказы Анатолия Черноусова, от которых оставили самую малость. Да, насчёт завтрака! Интересный момент – считали, что целевая аудитория сможет уловить аллюзии.

Картину Клода Моне показывают в одной из сцен, где пионервожатый разглядывает альбом импрессионистов, и предполагалось, что дети в своей массе видели и знают, что за пикник на природе имеется в виду.

Импрессионизм был актуален среди позднесоветской интеллигенции, и появление в кадре того альбома неслучайно. Также обращает на себя внимание его …затрёпанность. То есть к этой книге много раз возвращались и давали посмотреть.

К слову, сюжет Клода Моне – это ответ Эдуарду Мане, который создал «Завтрак…» на три года раньше, но там была фривольная сцена, шокировавшая публику. Впрочем, в те времена выезды на природу были, что называется трендом — они описываются у Эмиля Золя и Ги де Мопассана…

Но и подростки были в курсе импрессионизма – тогда было стыдно …не читать книг и не знать художников. На всё нужна мода, как ни странно это звучит. В 1970-х у нас был востребован гуманитарный интеллектуализм, подобно тому, как в 1960-х держалась мода на интеллектуализм технический.

«Завтрак на траве» — это сцены из жизни пионерского лагеря, где-то приукрашенные и схематичные, но по большей части – весьма точные. Это – даже не повествование. Это — ощущение. Как в первых кадрах «Завтрака…» показано самое начало лета – в его безграничности.

Это – наше лето, наше детство, …наша страна, какой уж нет. Исчезнувшая Империя. Тот город, что мы видим на фоне песенки о Золотой рыбке, мог быть, где угодно (снимали в Протвино) и везде было то самое лето. Предвкушение счастья. Запах нагретого асфальта, бензина, цветов и солнца.

Итак, молодой рабочий Ваня Ковалёв (Сергей Проханов) готовится к поступлению в технический институт, но его коллега предлагает Ване готовиться к вузу на лоне природы, совмещая занятия с «непыльной» деятельностью пионервожатого.

В результате Иван становится образцовым педагогом, найдя правильный подход к трудным или «не таким, как все» ребятам. В общем-то это и всё. Но – как! В центре внимания – те самые неформатные дети. Такие, к которым и не подберёшься без волшебных ключей.

Юрик Ширяев – сын матери-одиночки, предводитель мини-шайки; Люда Пинигина – рано развившаяся девочка-фея, в духе соловьёвской Лены Ерголиной из «Ста дней после детства» (1975) и, наконец, главный фигурант – Дима Мурашкин, мечтающий стать …сюрреалистом и рисующий злые карикатуры на того же Ширяева.

Сценарист Михаил Львовский вообще любил тему детей-отщепенцев, которые по факту – интереснее «обычных». Всем этим ребятам предстояло влиться в коллектив, оставаясь, тем не менее, собой. Ныне часто говорят, что советская система ломала человека. Всё не так.

Она, та система …дозволяла жить в параллельной реальности – и взрослым, и детям. По сути, Ширяева с его пацанской вольницей, Пинигину, постоянно говорящую о своём низком гемоглобине, чтобы оставили в покое и, конечно же, Мурашкина, сбегающего от мира, насильно никто не заталкивал на мероприятия.

Они подтянулись сами и при этом сделались центральными фигурами. В финале мы видим, как сюрреалист Мурашкин …становится импрессионистом и пишет свой «Завтрак на траве», который посвящает своему вожатому, лагерю, детству. Но и тут он изображает себя – отдельно. Хотя, тут все – отдельно.

В общем, фильм ещё глубже, чем видится поначалу. А «первый слой» — внятен и прост: бескрайность тёплого мира, дивные песенки, добрые и понимающие взрослые. Всё так и было, даже для тех, кто хотел быть особенным.

А ещё это рассказ о любви, хотя, она тут — не главное. Любовь показана тоже, как ощущение и переживание, которое лишь улавливается, но не выказывается. Восторг Мурашкина перед очарованием Пинигиной — это уже поиск своей музы, а она нужна импрессионисту, сюрреалисту, соцреалисту…

Оцените статью