Женщины-учительницы, уныние застоя, пьянство и дискотека. Смотрим «Афоню»

Советские фильмы интересно смотреть в наше время, во-первых, потому что большинство из них качественные, а, во-вторых, они дают представление о том, как жили люди в СССР.

Очень показательным является фильм «Афоня» (1975) Георгия Данелии. На мой взгляд, в нём так много интересных деталей о том времени!

Афоня и женщины-учительницы

Помните сцену в начале фильма, когда Афанасий Борщов (Леонид Куравлёв) приводит домой Колю (Евгений Леонов), а дома его ждёт женщина, с которой он живёт, Тамара (Нина Русланова).

Выговаривает ему строго, а он слушает её, как провинившийся школьник, вроде и не дерзит, но вид у него, будто хочет её передразнить.

На работе у Афони начальница Вострякова (Валентина Талызина), словно сестра Тамары, тоже сильная, энергичная женщина.

И также выговаривает ему за провинности, словно учительница.

Конечно, он выпивоха, поэтому отношение к нему соответствующее, а вот для Кати (Евгения Симонова) Афоня — прекрасный принц, которого она совсем не знает и смотрит на него с обожанием.

Любопытно, что много было сильных женщин, тянувших лямку на работе и в семье, а мужчинами им приходилось помыкать из-за их инфантильного поведения.

Такие мужчины воспринимали это отношение, как должное, относясь к претензиям, как к жужжанию назойливой мухи — пожужжит и улетит, словно за двойку в школе ругают.

Товарищеский суд

Наверное, обсуждение проступков Борщова не было товарищеским судом, не знаю, в 70-е сохранилось ли такое название, может быть, просто собрание коллектива.

Но по бумаге из милиции не просто начальство реагировало, а обсуждали случившееся коллеги провинившегося.

Снова похоже на школу, «учеников» призывают реагировать и как-то высказываться. Но обсуждение проходит формально, всем скучно и неловко, и желание одно — пойти домой поскорее.

Только на последнем сборище Вострякову прорывает, и она искренне, от души говорит о том, что надо понять, что с Борщовым происходит, почему он из рабочего человека превращается в пьяницу и хулигана.

Нет бомжей

Из сегодняшнего дня с интересом отмечается такая деталь: пьют, опускаются, но за работу держатся, и работа их держит, никто не бомжует. Тот же Федул (Борислав Брондуков) намного хуже относится к работе, чем Афоня.

Он всё время отдыхает в разгар рабочего дня, а с утра на работе явно сильно несвеж, так как по вечерам пьёт. Но ничего, терпят. Да и совсем опуститься и не работать — тунеядство, а за тунеядство полагалась статья.

Афоню прорабатывали на собраниях, да выносили выговора, но, кстати, ничего на него не действовало.

И только когда становится известно, что на работе он «шустрит», беря деньги мимо кассы, его временно переводят в разнорабочие со слесаря 4-го разряда.

И к нему приходит с предупреждением начальник: мол, верни жильцу финскую мойку до завтра, иначе, тебя ждёт увольнение.

Собственно пьянство

Очень показательно, что пьют многие. Пьянство было большой бедой в СССР. Интересная сценка, в которой Федул и пузатый мужчина ждут Афоню у магазина, так как нужен третий, чтобы на троих взять бутылку водки.

Получалось и дешёво, и сердито — не напьёшься, но искусственно взбодришься и повеселеешь. Не всегда, правда, заканчивалось одной бутылкой.

Ещё одна сценка в пивной тоже рассказывает о классике. Борщов приносит с собой бутылку водки, которую они с Колей добавляют в пиво. Поэтому домой к Афанасию приходят «на бровях».

Досуг

Известно, что сцены в городе снимали в Ярославле. Такие родные глазу пятиэтажки для всех, кто жил в то время. Развлечения — кино, цирк даже (помните, Катя хочет посмотреть на гималайских медведей), танцы и пивнушки-рестораны.

Дискотека интересная, всегда казалось, что туда ходили старшеклассники, да студенты. А тут такой солидный дядечка, как Афоня, ему ведь почти 40 лет.

Куравлёв, кстати, выглядит свежо и молодо, а на момент выхода фильма ему было 39. Да и дама с бюстом, которую он «клеит» на танцах совсем не студенческого возраста.

В пивнушке характерная деталь — пили, стоя за столиками. А вот в ресторане всё шикарно.

Афоня берёт туда с собой Федула, гуляют, наверное, на деньги, которые Борщову дали за импортную мойку (помните, он влюбился в девушку и бесплатно занимался её сантехникой, пока не обнаружился супруг).

Деревня и город

Деревню часто в фильмах противопоставляли городу. Хотя город не выглядит бездушным мегаполисом, как сейчас, однако, деревня рисовалась более уютным местом, все друг друга знают, общаются, дружат, а в городе с соседями-то не знакомы.

У Афони к тому же деревня — его малая родина, там он жил с доброй тёткой, его воспитавшей и нет-нет, да представляет он себе тот райский уголок.

Кстати, влюбившись в Елену, он её видит в своих мечтах в наряде под русскую старину, живут они в деревне, с кучей детишек.

Уныние эпохи застоя?

Афоне скучно. Скучно и всё тут, не радует его жизнь, и уныние словно разлито в воздухе вокруг него. Кризис среднего возраста или (есть и такая точка зрения) общая серость, скука и уныние царили во времена застоя в СССР?

Но люди вокруг в большинстве выглядят вполне счастливыми или просто спокойными, я лично склоняюсь к мнению, что Борщова всё-таки накрыл этот самый кризис.

Кстати, он сильно оживляется, когда влюбляется в прекрасную Елену, а, испытав разочарование, танцует в ресторане под заунывную песню оркестра.

Всё-таки, кажется, что и песня эта с оркестром отражают состояние главного героя, а не в целом атмосферу тех лет. В фильме наоборот чувствуется какое-то спокойствие и защищённость.

Очень интересно, как сложится у Афони жизнь дальше, правда? А фильм с удовольствием рекомендую к пересмотру или первому просмотру тем, кто ещё не видел.

Оцените статью
Женщины-учительницы, уныние застоя, пьянство и дискотека. Смотрим «Афоню»
Оригинальное извинение Гайдая и закуска от Райкина: комедия Эльдара Рязанова, о которой он предпочитал не вспоминать