Жестокая история любви, искалечившей три жизни

«За этой жизненной историей, которая сама по себе уже готовый сюжет, мне видится нечто такое, что выходит за рамки частного случая… Проблема ответственности за свои поступки не только перед обществом, не только перед окружающими, но и перед самим собой, конечно, не нова. Но ведь каждый решает её для себя заново…».

Это строки из письма, которое получил публицист Аркадий Ваксберг после выхода в «Литературной газете» очерка «Жалоба», вызвавшего огромный отклик. В очерке была рассказана трагическая история, взятая из реальной жизни, которую «подарил» автору один из её участников. А письмо, цитата из которого приведена выше, написал режиссёр Мелис Убукеев, предложивший Аркадию Ваксбергу снять по очерку фильм. Так получилась драматическая лента «Провинциальный роман» (1982).

Аркадия Ваксберга можно без коебаний назвать одним из самых ярких журналистов, чьи статьи часто становились предметом обсуждений. Имеющий юридическое образование автор специализировался на юридических проблемах, а герои его публикаций нередки были неоднозначными и вызывали двоякие чувства.

Получив письмо от Мелиса Убукеева, Аркадий Ваксберг сразу согласился на встречу (позже от отметил, что почувствовал в режиссёре родственную душу, а во время встречи убедился, что их обоих волнуют одни и те же проблемы).

Сценарий появился в результате совместной работы Ваксберга и Убукеева. И если журналист был в кино новичком и даже назвал свой сценарий «запоздалым кинематографическим дебютом», то Мелис Убукеев был кинематографистом зрелым и опытным.

В центре сюжета оказался любовный треугольник: юная актриса Гульнар, актёр Назар Муратов и его жена Роза.

Все они живут в небольшом киргизском городке, и ни для кого не секрет, что Гуля просватана за Эркина, молодого, но уже очень успешного местного чиновника Эркина, который уже получил назначение в главк одного из ведущих ведомств республики. Будущий брак одобрят и старший брат Гули Эркин, которого с Эриком, похоже, связывают не вполне честные дела. Гуля не отвергает притязаний Эркина, хотя влюблена в коллегу Назара Муратова, который тоже испытывает к ней серьёзные чувства. Настолько серьёзные, что признаётся в этом жене. Роза, однако, развода мужу не даёт, считает, что всё образуется и мечтает о ребёнке.

Накануне свадьбы Гуля и Назар проводят ночь вместе, и это вызывает скандал в семье: Темир настаивает, чтобы Назар немедленно женился. Тот согласен, но просит не торопить события, ведь он всё ещё женат и нужно время, чтобы развестись. Тогда Темир натравливает на Назара своих приспешников, те избивают мужчину до полусмерти.

Гулю же заставляют оговорить возлюбленного и заявить об изнасиловании. Что девушка почему-то и делает. В суде она сообщает, что готова простить Назара, однако версию об изнасиловании всё равно публично подтверждает.

Назар получает срок и спустя время к нему в колонию приезжает жена. Но не одна, а с Гулей, которая ждёт ребёнка. Родив сына и дав ему имя отца. Гуля начинает борьбу за возвращение любимого, но ничего не получается. Мало того, прокурор уверяет Гулю, что если по её настоянию Назара оправдают, то за решётку отправится она за чудовищную клевету. И всё это действительно страшно. Через несколько лет Назар выходит на свободу. Это не финал, концовку фильма я раскрывать не буду, потому что авторы до последнего момента сохраняют интригу. Забегая вперёд, однозначно советую картину посмотреть и узнать, что стало с главными героями. «Провинциальный роман» — очень сильная лента, и я в недоумении, почему она не стала известной.

Роль Назара Муратова получил Талгат Нигматулин (и это дополнительный повод познакомиться с драмой). На тот момент Талгат — всесоюзная знаменитость, уже вышло множество лент с его участием, в том числе «Пираты ХХ века» (1980). Но если в предыдущих работах актёр в большей степени демонстрировал спортивную подготовку, эксцентричность, умение владеть ситуацией, то на этот раз ему предстояло показать совсем иные стороны дарования: его герой поставлен в сложнейшие условия, ему предстоит тяжёлый выбор. В «Провинциальном романе» Талгат Нигматулин — не энергичный супергерой, а человек, живущий в драме, опустошённый обстоятельствами и покорившийся им.

Роль Гули получила молодая актриса Венера Ибрагимбекова. 18-летнюю Венеру, которая уже снялась в двух фильмах, на площадку пригласил режиссёр. Интересно, что

Аркадию Ваксбергу этот выбор поначалу не понравился: он видел героиню совсем иной. Но в процессе съёмок девушка, создавая образ достоверный, одновременно невинный и порочный, день за днём убеждала сценариста, что она на своём месте, и в итоге Аркадий Ваксберг понял, что именно такой и должна быть Гуля и никакой другой Гуля быть не может.

В роли Розы, жены Назара, — опытная узбекская актриса Светлана Норбаева, для которой «Провинциальный роман» стал одной из последних ролей в советском кино, позднее она перебралась за границу.

Вообще же в картине занят поистине интернациональный состав: роли тут получили казахские актёры Наталья Аринбасарова (адвокат на суде), Куман Тастанбеков (жених Эркин) и иментый Асанали Ашимов (прокурор), киргиз Советбек Жумадылов (брат гули Темир),

русские артисты Раиса Куркина и Павел Винник. Съёмки прошли в трёх союзных республиках: Киргизии, Казахстане и Таджикистане.

В прокат «Провинциальный роман» выпустили весной 1982 года. Всесоюзной популярности он не снискал, хотя в среднеазиатских республиках картину полюбили. Я нахожу фильм серьёзно недооценённым. Непонятно, что помешало ему выйти в лидеры (возможно, то, что он был снят на республиканской киностудии, а не в столицах?). По накалу он не уступает более поздней ленте «Средь бела дня…» (1983), сценарий для которой тоже написал Аркадий Ваксберг по другому собственному очерку, но тоже крайне тяжёлому (этот фильм тоже советую посмотреть).

Пару слов добавлю об исполнителях главных ролей. Гуля и Назар в «Провинциальном романе» оказались в ловушке и не смогли из неё выпутаться, а вот Венеру Ибрагимбекову и Талгата Нигматулина на этих съёмках настигла большая любовь. После фильма актёры поженились, стали родителями и были по-настоящему счастливы. К сожалению, это счастье оказалось кратким: через несколько лет жизнь прекрасного актёра Талгата Нигматулина оборвёт кошмар, который, кажется, до сих пор мало кому понятен.

Итог подведу словами мастера журналистики и начинающего кинематографиста Аркадия Ваксберга:

«Все, кто работал над картиной, испытывают особые чувства к своему кинодетищу. Мы же мечтаем об одном: чтобы фильм заставил наших «судей» задуматься над проблемой нравственного выбора, чтобы он помог им в решении непростых задач, которые то и дело нам задаёт жизнь».

Если вы ещё не видели «Провинциальном роман», то обязательно посмотрите. Если смотрели, то как вы думаете, что же не так с Гулей? Почему же она в суде так открыто и даже дерзко подтвердила что Назар виновен?

Оцените статью
Жестокая история любви, искалечившей три жизни
Подборка из 13 ярких шуточек — посмеются все