Озорной мюзикл о любвеобильных французах, который до сих пор вызывает споры

Мнения о комедийно-музыкальной картине «Путешествие мсье Перришона» (1986) сильно разнятся: одни зрители фильмом восхищаются, другие считают его суетливым и недоработанным. Бесспорно одно:

в кадре присутствуют настоящие знаменитости и даже ради встречи с ними (увы, многих уже нет в живых) ленту стоит посмотреть.

В основе мюзикла — одноимённый водевиль французского драматурга Эжена Лабиша. С его творчеством отечественные зрители познакомились гораздо раньше, но популяризировала Лабиша музыкальная лента «Соломенная шляпка», которую поставил в 1974 году режиссёр Леонид Квинихидзе. Спустя десятилетие за экранизацию другого произведения взялась режиссёр Маргарита Микаэлян. В отличие от супруга, режиссёра Сергея Микаэляна, связавшего себя с кино, Маргарита предпочла театр. Однако и в кино она тоже поработала: в числе её известных фильмов — водевиль «Красавец-мужчина» (1978) и детский фильм «Пеппи Длинныйчулок». Сценарии Маргарита Микаэлян писала сама, но на этот раз сценарий был создан в дуэте с Владимиром Валуцким, автором плодовитым, энергичным и раносторонним.

В главной роли режиссёр сразу же увидела Олега Табакова, с которым знакома была уже не первый десяток лет. Первая их встреча случилась в конце пятидесятых, когда по приглашению худрука молодого московского театра «Современник» Олега Ефремова Маргарита Микаэлян готовила там спектакль «Голый король» по пьесе Евгения Шварца. В ходе работы над постановкой Микаэлян и познакомилась с Табаковым, одним из ведущих артистов «Современника». Олег Табаков поучаствовал в создании всех четырёх фильмов Маргариты Микаэлян, правда, в «Пеппи Длинныйчулок» в кадре его не было, зато он отдал голос грузинскому актёру Баадуру Цуладзе.

Итак, по сюжету разбогатевший каретник мсье Перришон отправляется в увеселительное путешествие в Альпы с супругой и дочкой Анриэттой. За четой Перришонов следуют два юноши — Даниэль и Арман, оба они влюблены в Анриэтту.

Но если у Армана чувства искренни, то Даниэль имеет некоторый корыстный интерес.

В горах происходит лёгкое ЧП: мсье Перришон оступается и от падения его спасает Арман. Этот поступок восхищает любвеобильную мадам Перришон, и, попутно узнав, что Арман хочет жениться на Анриэтте, она начинает давить на мужа.

Мсье, однако, недоволен тем, что жена и дочь превозносят Армана за его подвиг по спасению, такое чрезмерное внимание к юноше оскорбляет самолюбие каретника.

Весьма кстати было бы тут происшествие, которое сделало бы самого Перришона героем, и оно происходит: Перришон якобы спасает от падения в пропасть Даниэля.

И тут же выясняется, что и Даниэль не прочь жениться на Анриэтте, и от такого зятя Перришон не намерен отказываться. Параллельно развивается любовно-финансовая история майора Матье:

он жить не может без возлюбленной Аниты, но та бесконечно третирует его всё новыми и новыми покупками, а последней каплей становится покупка кареты у Перришона, ставяшая Матье на грань разорения.

Из-за этого Матье зол на Перришона, и рано или поздно им придётся устроить разборку из-за взаимных оскорблений. История полна курьёзов, комичных ситуаций и деликатных казусов, но в итоге все герои найдут счастье в том смысле, в котором они его понимают.

Все роли в своей картине Маргарита Микаэлян отдала знаменитостям. Мадам Перришон блестяще сыграла Татьяна Васильева (ох уж эти её страдания по потенциальному молодому красавчику-зятю!),

в роли Анриэтты — Марина Зудина, соблазнительную мотовку Аниту изобразила Татьяна Догилева.

Роли Армана и Даниэля получили дебютант Михаил Зонненштраль, молодой, но уже успевший обратить себя внимание московских театралов актёр Театра Сатиры, и ленинградец Игорь Скляр. Правда, Игорь Скляр тогда уже подустал от амплуа балагуров, неунывающих оптимистов и комичных певцов, и сетовал, что режиссёры видят его только в таком качестве.

В интервью журналу «Советский экран» он говорил, что впредь намерен тщательнее подходить к выбору ролей (тем паче, что карьеру он начал с роли драматической — в военном фильме «Юнга Северного флота» (1973)) и слово сдержал: в его фильмографии стали появляться серьёзные образы, далёкие от привычных комедийных.

Ещё один роскошный персонаж фильма — эксцентричный майор Матье, которого бросает от любви к Аните до ненависти. Эта роль отошла Валентину Гафту, и он здесь смотрится органично. Во второстепенных ролях Екатерина Васильева, Людмила Дмитриева, Александр Филиппенко, Авангард Леонтьев, Владимир Носик, Александр Мохов, Сергей Газаров. Также небольшая роль досталась балетмейстеру Борису Санкину, руководителю танцевального ансамбля «Ритмы планеты», участники которого составили на съёмочной площадке компанию актёрам в танцевальных номерах и массовых сценах.

Зрители увидели «Путешествие мсье Перришона» в конце 1986 года. Блестящий актёрский состав не спас ленту от критики: многим она не понравилась и не нравится сейчас. Но я присоединяюсь к тем, кто находит этот водевиль симпатичным и игривым. Вряд ли это лучший фильм в советском кинематографе, но уж точно не худший. И даже не худший мюзикл. Ну и, повторюсь: в кадре — безоговорочно талантливые исполнители, и это повод с картиной познакомиться. Кстати, это была последняя работа Маргариты Микаэлян в кино, больше она не снимала.

Завершу обзор словами Юрия Ряшенцева, поэта, который в компании с композитором Давидом Тухмановым создал песни для «Путешествия мсье Перришона»:

«Это демонстративно легкомысленное зрелище, где актёрам предоставлена возможность озорничать сколько им хочется. Если угодно, это ещё один вариант “русского представления о французах”».

А вы на какой стороне? Вам нравится «Путешествие мсье Перришона» или нет?

Оцените статью
Озорной мюзикл о любвеобильных французах, который до сих пор вызывает споры
«Зимняя вишня». Вам понятен поступок героини?