У сказочно-прекрасной кинокартины «Москва слезам не верит» (1979) есть жёстко-реалистичный, ленинградский аналог — «Впервые замужем» (1979), безо всякой ретро-ностальгии и очаровательных видов. Ровно такое же начало — 1950-е годы, молодая и наивная работница Тонечка, занимающая койку в общежитии, рожает дочь от некоего Аркадия. По сравнении с яркой и немного открыточной «Москвой слезам…» тут и стены общаги — обшарпанные, и весь быт — суровый. И всё как-то обыденно, в серых тонах, без ожидаемой праздничности.
В отличие от Кати Тихомировой, которой тоже пришлось несладко, героиня «Впервые замужем» бросает техникум и вообще — оставляет всякие мечты о нормальном образовании. Никакой карьеры — Тонечка идёт работать почтальоном, потом устраивается в научный институт — лаборанткой, колбы мыть. Авторы «Впервые замужем» являют несколько больше, чем Владимир Меньшов в «Москве…», не ограничиваясь двумя точками повествования 1958/1978. Тут есть и фрагменты 1960-х, когда главная героиня …не развивается (в отличие от меньшовской Кати).
Нам показывают, как добросердечная Тонечка сама вырастила из дочки морального уродца, вечно — буквально с пелёнок — потакая маленькой нахалке. Всё — ей. Та же Александра Тихомирова, судя по всему, получала от мамы-Кати хорошие взбучки или хотя бы внушения — выросла хоть и надменной, но вполне воспитанной. Тут — иное. Мать отчитывается перед малолеткой, объясняя той «сложности бытия». А дитя наглеет буквально на глазах. И вот уже она — красивая и современная девица начала 1970-х — тонкая, длинноволосая, в брючках.
Пытается быть танцовщицей, крутит любовь с юношей, который тоже пытается. Только по актёрской части. И он ещё гаже, чем дочка — редкий циник. Дочка Тамара превращает мать в служанку, но мы-то понимаем, что виновата сама Тонечка. Интересно, в фильме обыгрываются многие детали, имевшие место в «Москве…» — к примеру клуб «Кому за 30», беседа в электричке. И, разумеется, в итоге Тонечке достаётся хороший, крепкий мужик «с чудинкой», правда, он много симпатичнее Гоши-Гоги-Георгия Ивановича. И только в финале глав-героиня расцветает — в свои сорок лет.
А дочь всё равно своё огребёт. Да уже огребает. Вместе с тем, фильм невероятно грустный — баба с юности только страдала и терпела. И вот — в немолодые лета забрезжил какой-то вариант счастья. (По сути, это то чем могла стать и Тихомирова, не прояви она карьерного стремления). Правда, там ни у кого особой радости нет — все её подруги по общежитию не шибко довольные. Всех как-то Фортуна обошла. Всё-таки мелодрама про «Москву слезам…» гораздо оптимистичнее, хотя питерское «Впервые замужем» — жёстче, душещипательнее.
Кто-то может сказать, что авторы одного из фильмов тихо стырили, то есть позаимствовали что-то у кого-то. На деле — обе кинокартины вышли в одном и том же 1979 году. К тому же «Впервые замужем» имеет литературную основу — одноимённый рассказ Павла Нилина. Что касается «Москву слезам…», то сценарий «Дважды солгавшая» сценариста Валентина Черных мог иметь некоторые социокультурные отсылки к известному и часто переиздававшемуся рассказу Нилина. Но это уже совсем другая история, ибо таких, как глав-героини обеих картин было реально очень много.