Что нам известно про Федула (он же — Федулов)?
Работает грузчиком.
Очень любит «сообразить на троих».
У него есть ребенок, который очень плохо учится в школе (три переэкзаменовки).
У него есть жена.
Федул бьет жену и ребенка (по словам брата жены).
Он запросто может не ночевать дома, находясь в запое. Это мы видим, когда он грязный рано утром снова приходит к Афоне за рублем.
Да это же типичный отрицательный элемент, который нам показывает, что сам Афоня не сильно далеко ушел от этого Федула. И, скорее всего, если Афоня не успокоится, то через несколько лет он станет таким же вечно пьяным Федулом.
Борислав Брондуков — на самой заре создания фильма он был главным претендентом на роль Афони. Но затем режиссер и киностудия поменялись, а актеру дали небольшую, но эффектную роль грузчика, который появляется примерно в 5-6 эпизодах.
Первое впечатление — пусть и алкаш, но вроде как безобидный. Он и женщинам на улице вежливо обращается.
Но почему же он тогда в буквальном смысле слова в «детской кофте» и слишком больших штанах? Можно предположить, что его наряд его полностью устраивает, так как единственное, что беспокоит Федула, это вариант, как сообразить на троих, так как денег у него нет (если только рубль).
Мы видим Федула в ресторане, где он вместе с Афоней «заливает душу». И эта сцена вызывает смех. Наверное, из-за того, что уж слишком не сочетается ресторан и Федул.
Между прочим, на съемках фильма Борислава Брондукова не пустили в ресторан, когда он ненадолго вышел. Не поверили, что он актер, а не местный маргинал.
Но почему-то именно такой герой полюбился зрителю? У нас нет какого-то чувства брезгливости или отвращения. Наоборот — мы улыбаемся при каждом появлении Федула в кадре.
Наверное, тут сыграло несколько факторов.
Большое значение имеет тот факт, что Федула сыграл Борислав Брондуков. Сам актер всегда положительно воспринимался зрителем. Да и не было у него каких-то особо отрицательных ролей. Актер — небольшого роста, какой-то добродушный, вызывает улыбку. А если вызывает улыбку, то значит — он не страшный.
Встретив такого Федула на улице, только усмехнешься. Он не их тех алкоголиков, которые будут силой добывать деньги себе на выпивку. Он слишком слаб для этого, он может применить силу лишь к жене и сыну. А эта «детская кофта» больше вызовет жалости к человеку. Мы и улыбаемся, глядя, на этого полностью опустившегося человека.
В фильме нет какого-то яркого момента, который бы заострил внимание зрителя на том, что Федул является этаким «тираном» в семье. Нам об этом сообщают лишь во второй половине фильма, когда мы уже насмеялись над нескладным алкоголиком, у которого самая большая проблема жизни лишь в том, что ему Афоня не отдал рубль.
Из-за этого мы резко не можем поменять мнение о персонаже. Да и герой Михаила Светина сообщает нам нехорошие факты из биографии Федула как-то «к слову». Мы уже даже на это не особо обращаем на это внимание.
Конечно, зрители понимают, что Федул призван показать Афоне его будущее в стиле «с кем поведешься».
И вот эта Катя, лошадь с телегой в кадре, Федул — Афоне самому нужно решать сможет ли он изменить свою жизнь. Ведь совершенно не исключено, что Афоня женится на Кате, может быть даже появится ребенок, Афоня начнет уходить в загулы, а Катя, как та лошадь с флягами, будет тащить на себе и Афоню, и всю семью.
Фильм — трагикомедия. Мы сами для себя выбираем те моменты, где будем смеяться, и тех персонажей, которые будут вызывать смех.