Блистательный озорной дебют режиссёра Ролана Быкова

Эксцентрическая комедия «Пропало лето» (1964) сразу же после выхода стала одной из любимейших, хотя адресована была довольно узкой аудитории — детям.

Однако и взрослые нашли тут для себя много занимательного и смешного, а если присмотреться, то в фильме явно видны отсылки к чёрно-белым комедийным лентам начала века и приёмы немого кино.

А ведь этой увлекательной и смешной комедии могло бы и не быть! Сценарий написали сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов.

Вместе они будут работать всю жизнь вплоть до кончины Зака, по их сценариям снимут несколько кинохитов, теперь входящих в золотой фонд кино.

Пока же Зак и Кузнецов — начинающие авторы, для них «Пропало лето» — всего лишь вторая попытка освоиться в кинематографе.

Главными героями истории они сделали двух подростков и трёх тётушек. На самом деле тётя Маша, тётя Даша и тётя Саша — родные тёти Валеры, сообразительного рукастого парнишки, который к тому же увлекается велоспортом.

Валеру отправили к ним на всё лето, а вместе с ним едет его друг Жека, немного разбросанный подросток, растяпа, у которого вечно всё валится из рук, но добрый и ответственный. Конечно,

ребята огорчены: им предстоит три месяца провести в компании взрослых нудных дам, которые наверняка не дадут им продыха.

Из-за некоторых перипетий в дороге получается так, что к тётям под видом племянника заявляется Жека, благо они никогда не видели Валеру.

И тут выясняется, что тётя Маша, тётя Даша и тётя Саша — отнюдь не старые зануды, а вполне активные, изобретательные и понимающие женщины, для которых приезд племянника — целое приключение.

Кадр из фильма. Зоя Фёдорова, Павел Павленко, Антонина Дмитриева, Людмила Чернышёва

Снимать ленту киностудия «Мосфильм» поручили начинающему режиссёру Никите Орлову. Роли тётушек доверили Зое Фёдоровой, Людмиле Чернышёвой, Антонине Дмитриевой. Интересно, что

Антонина Дмитриева была на 20 лет младше своих экранных сестёр, но в кадре эта разница в возрасте незаметна.

Роли Валеры и Жени получили московские школьники Серёжа Гудко и Володя Евстафьев. Для обоих «Пропало лето» стало фактически единственным появлением на экране.

Правда, позже Володя ещё несколько раз мелькнул в эпизодических ролях, в том числе в комедии «Айболит-66» (1967), но это вряд ли можно назвать полноценной кинокарьерой.

Повзрослев, Владимир Евстафьев выбрал администраторскую деятельность, активно сотрудничал с Домом детского кино Ролана Быкова.

Сергей Гудко, которого критики сочли очень перспективным, предпочитал быть за кадром.

Он довольно долго состоял в Детской дикторской группе, его голос часто звучал по радио в детских передачах, ему доверяли приветствовать важных гостей на самых разных мероприятиях, однако и он в будущем отказался от творческого пути и занялся юриспруденцией.

На ролях участкового по фамилии Муравей утвердили Александра Лебедева (забавно, что его собака-овчарка именовалось Стрекозой),

роль экспедитора-прохвоста, с которым парни познакомились в поезде, досталась Михаилу Пуговкину,

заведующего почтой, который в финале экспрессивно комментировал велогонки местного масштаба, — Яков Ленц, между прочим, родившийся ещё в 19 веке.

Любопытный ход применили с появлением Сергея Филиппова, дядюшки Валеры, на за приз которого борются велосипедисты.

Актёр в кадре возникает дважды, но в виде фотографий, при этом в начале фильма даже называется его фамилия.

На съёмки группа отправилась в Закарпатье, а небольшой городок Курепку, где и разворачиваются события, сыграл Ужгород. На съёмках многое сразу пошло не так.

Не поладили на съёмочной площадке «тёти». Все три актрисы были известными и популярными и вполне могли претендовать на некоторую звёздность, так что режиссёру пришлось разрешать конфликты, которые то и дело возникали между ними.

А когда спустя несколько недель в Москву отправили первые отснятые материалы, руководство киностудии ужаснулось: настолько непрофессионально всё было сделано.

Разбираться, что происходит, в Ужгород отправился Александр Птушко, руководитель творческого объединения «Юность», на котором и снимался фильм.

Подключился и Михаил Ромм, один из руководителей «Мосфильма». Он-то и предложил передать ленту своему ученику, актёры и молодому режиссёру Ролану Быкову.

Ролан Быков буквально спас картину, досняв её в утверждённые сроки и не увеличивая бюджет.

Увы, съёмки омрачились трагедией: в августе 1963 года ушла из жизни одна из «тёть» Людмила Чернышёва. Часть эпизодов досняли с другой актрисой, и после монтажникам пришлось постараться, чтобы зрители ни о чём не догадались.

Комедия «Пропало лето» вышла только в 1964 году. К этому моменту Ролан Быков выпустил уже собственную полноценную ленту «Семь нянек» (1962), тоже комедийную и тоже аудитории сразу полюбившуюся.

Но фильм «Пропало лето» не потерялся на её фоне (хотя и был менее красочным из-за чёрно-белой плёнки). Коллега Ролана Быкова режиссёр Илья Фрэз, представляя «Пропало лето», написал:

«В результате получилась, как мне кажется, настоящая эксцентрическая комедия, очень смешная и по-мальчишески озорная, «сработанная» по всем законам и традициям этого жанра, совершенно незаслуженно забытого у нас, а в своё время пользовавшегося огромным успехом у зрителя».

Помните этот забавный добрый фильм?

Оцените статью