Эфес шпаги, сделанный из консервной банки и «алмазные» подвески с вещевого рынка. Как снимали легендарный фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра»

25 декабря 1979 года состоялась премьера знаменитого трёхсерийного фильма о мушкетёрах от режиссёра Юнгвальд-Хилькевича. Картина была признана лучшей телепремьерой уходящего года, а песни Максима Дунаевского сразу стали всесоюзными шлягерами.

В последние годы стало модно критиковать этот фильм. Дескать, к роману французского автора он имеет лишь косвенное отношение. Много расхождений не только по сюжету, но и по достоверности декораций, костюмов и образов героев. Да и исполнитель главной роли Михаил Боярский, по мнению многих, не сильно похож на потомка французских аристократов. К тому же он и по возрасту не очень подходит.

С годами, когда фильм уже все знают почти наизусть, все стали замечать эти ляпы и несоответствия. Но в год своей премьеры фильм стал ярким событием для десятков миллионов телезрителей.

Любители французского романа сразу заметили, что Боярский более чем на десять лет старше своего героя. Что интересно, первоначально Боярский пробовался в фильм на роль Рошфора, но заразительная улыбка, азарт и энергия, исходящие от актёра, убедили режиссёра, что он будет лучшим кандидатом на главную роль.

И на кинопробах он обогнал своего главного конкурента — Александра Абдулова. К слову, с тех пор отношения у актёров многие годы оставались напряжёнными. Абдулов очень переживал потерю этой роли, хотя на недостаток работы в кино пожаловаться не мог.

Для исполнителя роли Арамиса Игоря Старыгина фильм стал поворотным в его карьере. Кстати, даже самые злые критики фильма Юнгвальд-Хилькевича в этом случае были вынуждены признать, что образ Старыгина был стопроцентным попаданием в свою роль. Именно такого мушкетера-аббата, красавчика, сердцееда и богослова описал Александр Дюма в своём романе.

Близко к своим образам были и двое других исполнителей главных ролей. Возможно, лишь Валентин Смирнитский немного не дотягивал по комплекции до более грузного Портоса. Но всё остальное было почти идеальным.

Многим известна история с выбором актрисы на роль Констанции. Режиссёр настаивал на кандидатуре Евгении Симоновой, и многие члены худсовета его поддерживали. Но сверху пришло жёсткое распоряжение назначить на роль Ирину Алфёрову.

Ходило много слухов о причинах такого решения, вплоть до личных симпатий высокопоставленного чиновника, но факт остаётся фактом – режиссёру поставили условие, от которого тот не мог отказаться.

Лично я остаюсь приверженцем другой версии такого назначения Алфёровой. Известно, что председатель Госкино Филипп Тимофеевич Ермаш был большим поклонником Абдулова, и они были знакомы. Узнав, что режиссёр оставил Абдулова без роли, в качестве компенсации, чиновник настоял на назначении на роль Ирины Алфёровой, которая в те годы была женой Абдулова. Дескать, если подбор исполнителя на главную роль – это всё же прерогатива режиссёра, то на роль второго плана он может взять актрису и по приказу начальства.

Позже сам Георгий Эмильевич не комментировал это назначение. Лишь однажды он сказал, что Констанции в исполнении Алфёровой немного не хватило плутовства и живости. И лично я с этим полностью согласен. Но в целом актриса не испортила фильм.

Зато режиссёру испортило настроение другое немаловажное обстоятельство. Первоначально запрошенный бюджет на фильм был урезан почти на треть!

Это в корне меняло планы создателей фильма. Как по выбору мест съёмок, так и по декорациям, костюмам и т.д. Поэтому в основном пришлось использовать уже готовые костюмы из других фильмов, которые иногда не очень подходили по эпохе.

Да и сам реквизит приходилось делать, что называется, «на коленках». Например, эфес шпаги д’Артаньяна смастерили из самой обыкновенной консервной банки. А «алмазные» подвески королевы представляли собой изделие из мастерски замаскированной бижутерии, купленной Хилькевичем на провинциальном блошином рынке менее чем за три рубля. Он даже не стал включать эти затраты в подотчётные документы. Зато потом забрал себе эти подвески как памятный сувенир.

По воспоминаниям оператора картины Александра Полынникова, фильм снимался на кураже актёров. Они часто импровизировали и дурачились. Как перед камерой, так и вне съёмок. Поначалу режиссёр пытался пресекать все вольности артистов, но потом понял, что именно такое бодрое настроение на съёмочной площадке придаёт картине тот азарт и ту «нескучность», которой пропитан весь роман Александра Дюма.

И вот прошло более сорока лет. Многих исполнителей уже нет в живых, а фильм так и остается хорошей прививкой от скуки для новых поколений зрителей. А что касается Михаила Боярского, у которого сегодня день рождения, то для миллионов своих поклонников он так и остался навсегда в образе д’Артаньяна.

Кстати, он и сам не против этого. И его неизменная шляпа, которую он носит уже тридцать лет, лишь подтверждает верность этому кинообразу.

Я написал эту статью заранее и хотел её опубликовать вчера, в день очередной годовщины самого фильма. Но потом подумал, что лучше выпустить её сегодня, в день рождения легендарного артиста. Всё-таки этот фильм сыграл в его жизни важную роль.

Оцените статью
Эфес шпаги, сделанный из консервной банки и «алмазные» подвески с вещевого рынка. Как снимали легендарный фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра»
«Интердевочка» — Алла Сергеевна чудовищная эгоистка