Сегодня мы имеем честь представить вам последний фильм, созданный режиссером в СССР. Он называется «Цена», а снят был по пьесе американского драматурга Артура Миллера.
Материал, заинтересовавший Калика, вышел в 1968 году в журнале «Иностранная литература» в переводе Константина и Алексея Симоновых. В итоге сценарий и постановка «Цены», съемки которой начались в феврале 1969-го, принадлежат Михаилу Наумовичу.
Широкая публика увидела картину через 20 лет после того, как она была закончена.
Старый дом в Нью-Йорке. Мансарда полна мебели, оставшейся после смерти отца. Раритетная вечная старая «рухлядь» (слово не наше, а характеристика, данная имуществу одним из героев) выставляется на продажу.
В пьесе участвуют два брата-наследника, жена младшего из них и скупщик мебели. Всего четыре действующих лица с замкнутом пространстве.
Работая в рамках ТО «Экран», вместо полномасштабных съемок на натуре, которых он оказался лишен, режиссер провел собственный творческий эксперимент в тесной студии.
Эксперимент оказался удачным, как и результаты иных новаторских приемов, ранее использованных Каликом в своих фильмах — включение в повествование фотографий и документальных кадров.
Действие время от времени сопровождается узнаваемой музыкой Микаэла Таривердиева. Режиссер почти во всех своих фильмах сотрудничал с уникальным композитором-мелодистом.
Итак, четыре актера. Именно они создают живой мир, в котором общаются, спорят, вспоминают и оценивают себя во времени: «Когда оглядываешься назад, много кажется невероятным».
50-летний Виктор Франк, сержант полиции, собирается в отставку, — Михаил Глузский. Его герой сохранил юношескую пылкость и прямодушие.
Его жена Эстер — Александра Климова.
Старший брат Уолтера, успешный врач — Леонид Галлис.
И, наконец, почтенного скупщика Грегори Соломона, 89-ти лет от роду, грузного, эксцентричного, играет Лев Свердлин. Это последняя и блестящая роль артиста, озвученная Всеволодом Якутом.
Размышления о жизни, простые, близкие, понятные. Горькие выводы: «Не ты сделал с жизнью то, что хотел, а жизнь сделала с тобой, что хотела».
Спокойный ритм фильма пленяет и заставляет думать, вспоминать, погружаться в свой собственный мир, проводить аналогии.
Предлагаем вам посмотреть вечную историю людей, сделавших когда-то выбор, и всю жизнь плативших за него цену. Прошлое никуда не уходит. Оно живет с нами здесь, в настоящем.