Фильм, где из-за любви лётчик погубил уникальный самолёт

Эта драма об авиации мало кому известна сейчас, да и сразу после выхода её мало кто увидел. И это довольно странно, потому что

картина интересна и неклишированным сюжетом, и демонстрацией на экране советского самолёта-амфибии Бе-12.

В фильме задействован хороший актёрский ансамбль, а сценарий написал Евгений Месяцев, мастер сюжетов о современной армии. Возможно, причиной скорого ухода ленты из поля зрения зрителей и критиков стал тот факт, что снимали её на киностудии «Узбекфильм», И это тоже загадка — почему фильм об авиации решили делать в среднеазиатской республике. Но, так или иначе, фильм сделали и выпустили, пусть и ненадолго, в прокат в 1985 году. Называется он «Грубая посадка».

Сценарист Евгений Месяцев пришёл в кино из журналистики. Он много лет проработал военным корреспондентом и

лишь ближе к сорока годам написал первый сценарий. И это был настоящий, громкий и заслуженный успех:

по дебютному сценарию Евгения Месяцева режиссёр Андрей Малюков (тоже, кстати, дебютант) снял приключенческий боевик «В зоне особого внимания» (1977), который и сегодня считают одним из лучших, а то и лучшим фильмом о советских десантниках. Начинающему сценаристу Евгению Месяцеву не просто удалось сразу забраться на вершину успеха, но и удержаться на ней. За следующие шесть лет вышли ещё четыре фильма, тоже ставшие очень популярными и заслуженно входящими в золотой фонд кино: это «Ответный ход» (1981) и «Случай в квадрате 36-80» (1982) и лента о космонавтах «Возвращение с орбиты» (1984).

Картина о лётчиках «Грубая посадка» — это пятая сценарная работа Евгения Месяцева, увы, прервавшая его победное шествие.

Режиссёром стал Мухтар Ага-Мирзаев, опытный узбекский режиссёр, начавший как актёр, но позже переключившийся на режиссуру. Мухтар Ага-Мирзаев был режиссёром-универсалом, работал в разных жанрах, снимал и для кино, и для тв, участвовал в создании документальных лент, однако работ о современной армии у него ещё не было. Но режиссёр справился, хотя, конечно, свой вклад внесли и исполнители главных ролей — известные актёры, любимые аудиторией.

Разворачивается действие фильма на военном аэродроме. Молодой лётчик Тимур Назаров на вылетах регулярно совершает ошибки, начальство уже почти решило перевести его во вспомогательный состав.

Но новый командир полка полковник Сергей Соловьёв видит в Тимуре потенциал и даёт ему возможность тренироваться, чтобы всё-таки стать командиром экипажа.

Вскоре в авиаполк прибывает проверяющий из Москвы подполковник Александр Варламов, давний товарищ Соловьёва; друзья не виделись уже много лет и теперь очень рады встрече. Правда, портят настроение Сергея Соловьёва личные неурядицы: несколько лет назад умерла его жена, оставив ему дочь Алёну, которой сейчас лет 16-18 (мне так показалось). Но теперь у Сергея есть любовь — это Тася, сотрудница архива. И Алёна сильно Тасю недолюбливает. Она настолько против романа отца, что решается переехать к бабушке. Происходит это накануне ответственного вылета. А утром в день вылета и

Тася сообщает Сергею о решении оставить его, чтобы не расстраивать его дочь.

На аэродроме Сергей собирается лететь вместе с Варламовым, но Тимур напоминает, что ему давно надо сдать экзамен. По общему согласию самолёт пилотируют Тимур и Сергей, а Варламов наблюдает с земли. Всё идёт прекрасно, Тимур явно отлично подготовился, и Сергей уже обещает ему повышение.

Но на последних секундах, когда амфибия уже находится в нескольких метрах от поверхности воды (запланировано приводнение, а не посадка на аэродром), она резко сваливается в воду прямо на глазах у Варламова.

Водолазы успевают вытащить всех членов экипажа, но спасти Сергея Соловьёва не удаётся. В его гибели, равно и в гибели самолёта, обвиняют Тимура и он с обвинением соглашается.

Роль молодого лётчика Тимура Назарова получил узбекский актёр Бахрам Матчанов. Бахрам уже работал с Мухтаром Ага-Мирзаевым, так что режиссёр даже не проводил проб, а сразу утвердил актёра. Готовя материал, я обнаружила, что Бахрам Матчанов — отец узбекско-российской актрисы Равшаны Курковой, хотя с её матерью, тоже актрисой Рано Кубаевой, он прожил недолго, а в конце девяностых уехал в США.

Роль Сергея Соловьёва отдали Анатолию Ромашину, его дочь сыграла Ольга Битюкова. Тут ремарка по поводу возраста Алёны, дочери Соловьёва.

Ольге Битюковой на момент съёмок 27 лет, но героине по сюжету точно меньше, потому что ведёт она себя не очень по-взрослому.

Любопытно, что Анатолий Ромашин уже становился на экране отцом-одиночкой, воспитывающим дочь: такой образ он примерял в 1979 году в мелодраме «Сцены из семейной жизни».

А в роли Александра Варламова, которому предстоит расследовать причины авиакатастрофы, появился Анатолий Васильев, вновь надевший лётную форму после звёздной роли в фильме «Экипаж». Анатолий Васильев в кино буквально ворвался, причём случилось это отнюдь не в юношеском возрасте:

на момент кинодебюта актёру было уже за 30, а на счету у него были громкие роли в театре.

Открыл для кино Анатолия Васильева режиссёр Сергей Бондарчук, поставивший драму «Степь» (1977) по повести А. П. Чехова. «Актёр с большим будущим» — так отозвался Бондарчук о Васильеве, и это было своего рода счастливое напутствие: режиссёры тут же заметили фактурного исполнителя, чья игра отличалась эмоциональностью и драматизмом, и наперебой стали его приглашать, ежегодно выходило по нескольку фильмов с его участием. Сам Анатолий Васильев о новых работах говорил:

«Конечно, всегда интересно играть роли острые, психологические, с неожиданными поворотами в характере. Однако бывает, что роль драматургом написана однозначно, прямолинейно, неинтересно. Я считаю, что исполнитель должен постараться обогатить такую роль, привнести в неё что-то своё, личное, подмеченное или найденное в жизни. Уверен — актёр в искусстве может очень многое, конечно, если он увлечён своей работой».

Сам актёр был из тех тех, кто по-настоящему увлечен делом, и это качество он передал и своему персонажу — подполковнику Варламову, который должен понять, из-за чего или из-за кого погиб его коллега и друг.

В роли Таси, любимой женщины Сергея Соловьёва, — Ирина Алфёрова.

В других ролях Сергей Яковлев, Виктор Павлов, Юрий Гребенщиков. В небольших ролях Николай Гринько, Владимир Сошальский, Михаил Зимин.

Снимали узбекский фильм в Крыму, а самолёты-амфибии, появлявшиеся в кадре, принадлежали Крымской военно-морской базе. Интересно было бы узнать, как снимали сцены падения самолёта и спасения экипажа водолазами, спрагивающим с вертолёта. Кстати, любопытный факт:

спасает Соловьёва из тонущего Бе-12 всё тот же Варламов, но уже в лёгком водолазном облачении с кислородными баллонами. И это крайне интригующий сюжетный поворот: только что он стоял на берегу, наблюдая катастрофу, а минут через 20-30 прыгает с вертолёта.

В прокат «Грубая посадка» вышла 16 августа 1985 года, накануне Дня воздушного флота СССР. Встреча его ждала прохладная, хотя фильмы про лётчиков в стране всегда любили. В одной из немногочисленных рецензий кинокритик Юрий Богомолов отметил, что

замысел ленты был оригинальным и серьёзным, но вот реализовать его в полной мере не удалось. По его мнению, сценарий, выстроенный на богатом и захватывающем жизненном материале, превратился в произведение, недостаточно проработанное психологически, пусть и внешне эффектное.

От себя добавлю, что фильм безусловно интересный и забыт напрасно. Но личная сюжетная линия всё же действительно скудная, обрывистая и с провалами, а само расследование было бы более захватывающим, если бы его показали подробнее. В целом же «Грубую посадку» рекомендую, но будьте готовы к тому, что качество плёнки — это тоже катастрофа.

Ну и вопрос к причастным к авиации. Причина падения самолёта в итоге обозначена так — «перепутал тумблер включения фар с тумблером выключения левого двигателя». Это действительно возможно?

Оцените статью
Фильм, где из-за любви лётчик погубил уникальный самолёт
«Каждый вечер в одиннадцать» — эстетика и любовь счастливого поколения