Фильм с названием-обманкой, после которого Николай Озеров играл в кино только самого себя

Название «Ход белой королевы» очевидно ассоциируется с шахматами, но на самом деле в образе белой королевы здесь предстаёт девушка-лыжница, которая к победе приходит извилистым и тяжёлым путём.

Да и сам фильм посвящён лыжным гонкам и, главное, спортсменам, за счастливыми победными улыбками которых стоят труд и боль. В основе фильма — одноимённая повесть писателя Льва Кассиля, вышедшей в 1956 году.

Для Льва Кассиля тема спорта была близкой и знакомой, он был страстным футбольным болельщиком, постоянно посещал самые разные спортивные мероприятия, в качестве корреспондента побывал на четырёх Олимпиадах (двух зимних в 1956 и 1960 годах и двух летних в 1960 и 1964).

Немало его произведений затрагивали спортивную тематику, мало того, считается, что первый советский роман о спорте написал именно Лев Кассиль, это был «Вратарь республики», опубликованный в 1937 году. Не сочтите за рекламу, но сейчас в филиале Гослитмузея идёт выставка, посвящёная Льву и Осипу Кассилям и творчеству писателя. Если вам знакомы слова «кондуит» и «Швамбрания», то выставка вам понравится.

С кино Кассиль тоже был связан плотно, ещё до войны он писал сценарии, но настоящий большой успех пришёл к нему как к сценаристу после сотрудничества с молодым режиссёром Виктором Садовским.

Дебютом Садовского в большом игровом кино был фильм о футболе «Удар! Ещё удар!» (1968) по сценарию Льва Кассиля. Эту картину сразу зачислили в классику спортивного кино, многие болельщики и сегодня называют ленту лучшим фильмом о спорте вообще и уж тем более о футболе.

Второй работой Виктора Садовского стала экранизация повести «Ход белой королевы», книгу переделал в сценарий сам Лев Кассиль.

В сюжете три главных героя: две спортсменки и тренер. Степан Чудинов, заслуженный мастер спорта, воспитал прекрасную талантливую лыжницу Алису Бабурину. Правда, он не может не замечать, что Алиса слегка зазналась, уже не особо хочет напрягаться и готова довольствоваться тем, что есть. А есть у неё многое: способности, трудолюбие, награды и достижения. Но Чудинову хочется большего, однако и нежелание самой Алисы, и проблемы с лыжной федерацией, которая отвергает предложения Чудинова по обновлению методики подготовки, заставляют тренера уйти из профессии.

Степан решает уехать в далёкий сибирский городок Зимогорск и там вернуться к основной профессии (он архитектор). Но забыть о лыжах не получается: в Зимогорске лыжи буквально возведены в культ, здесь ставят на лыжи даже детсадовцев.

А ещё здесь живёт лыжница Наталья Скуратова, имя которой известно в спортивном мире: Наталья, вроде бы одарённая спортсменка, только что оглушительно провалилась на всесоюзных соревнованиях. Конечно, после такого позора она рвёт со спортом, теперь она на лыжи встаёт лишь как любительница и работает воспитателем в интернате.

Но Чудинов видит в девушке непросто спортивные способности, но и характер, силу и волю — те самые качества, которые могут помочь её стать лидером.

Чудинов уговаривает Наталью вернуться на лыжню и возвращается в спорт сам. Но до реального триумфа ещё далеко.

Главные роли в фильмы сыграли Кирилл Лавров (Степан Чудинов), Виктория Фёдорова (Алиса Бабурина) и Светлана Головина (Наталья Скуратова).

И если с Кириллом Лавровым и Викторией Фёдоровой зрители были хорошо знакомы, то Светлана Головина всё ещё оставалась загадкой.

Для актрисы это было всего третье появление в кино, первые два были эпизодическими и не особо замеченными. Виктор Садовский доверил Светлане роль центральную и важную, ведь именно её героиня в финале стала настоящей королевой, проявившейся колоссальную волю к победе. Но интересно, что

несмотря на успех фильма, Светлана Головина позже так и сохранила приверженность театру и на экране появлялась редко.

В «Ходе белой королевы» Виктор Садовский снял своего приятеля — спортивного комментатора Николая Озерова в роли спортивного комментатора Виктора Карычева, верного друга Степана Чудинова. У Озерова опыт съёмок уже был — его в 1964 году пригласил в фильм «Хоккеисты» режиссёр Рафаил Гольдин. Но у Виктора Садовского Озеров снимался впервые и этим дело не ограничилось: позже Николай Озеров сыграет во всех лентах режиссёра. Правда, с некоторым условием. Вот что рассказывал сам Николай Озеров:

«В фильме «Ход белой королевы» режиссёр Виктор Садовский пригласил меня на роль спортивного обозревателя Евгения Карычева. Но зрители (они же и телезрители и болельщики) восприняли меня и журналиста Карычева как одно лицо, объединив в сознании наши непохожие биографии. Возникла досадная путаница, мешающая верному восприятию задуманного режиссёром образа.

Поэтому мы с Садовским решили в будущем, если мне доведётся играть в его фильмах комментатора, я так и буду называться Озеровым. И, конечно же, это будет настоящая актёрская работа».

Так и вышло: в следующих работах Виктора Садовского, который кинокарьеру связал именно со спортом, Николай Озеров играл самого себя.

В других ролях — плеяда талантов. Вера Кузнецова и Анатолий Папанов в ролях родителей Натальи Скуратовой, Леонид Куравлёв в роли нового, не лишённого хитрости и коварства тренера Алисы, Евгений Евстигнеев в роли парикмахера,

Алексей Смирнов, Алексей Кожевников. В роли любимца Натальи, воспитанника интерната Сергунка, — маленький актёр Костя Корнаков, к 10 годам сыгравший уже четыре роли. Однако после «Хода белой королевы» мальчик с кино расстался, в дальнейшем не снимался и реализовался в другой сфере. В маленькой роли строгой подружки Сергунка — будущая эстрадная звезда Мила Васютинская.

Отдельно упомяну, что в картине всплывает война: выясняется, что Степан Чудинов ещё подростком совершил подвиг, проведя лыжников по озеру к блокадному Ленинграду. Этот эпизод снят, в отлчиие от остальных, на чёрно-белой плёнке. Здесь вы увидите Александра Суснина, Николая Сергеева и Пантелеймона Крымова (у меня ощущение, что актёр говорит голосом Ефима Копеляна).

А юного Чудинова, того самого мальчишку, не боявшегося стать проводником под фашистскими пулями, сыграл 14-летний ленинградец Володя Перевалов. И в фамилии, и во внешности вы явно обнаружите что-то знакомое. И не просто так: Володя Перевалов — это племянник юной советской знаменитости Вити Перевалова.

Виктор Садовский ещё до съёмок решил включить в картину документальные кадры реальных соревнований. Вообще в сюжете два крупных спортивных мероприятия: всесоюзное первенство в Зимогорске и чемпионат мира. Первое было постановочным, все происходящее на экране — инсценировка, а вот ради съёмок чемпионата группа поехала в Чехословакию в район Высоких Татр. Чемпионат проходил в феврале 1970 года и для советской сборной стал триумфальным: наши лыжники выиграли медальный зачёт с космическим отрывом, забрав 14 медалей, включая семь золотых.

В фильме «Ход белой королевы» есть хроника, снятая на стадионе в горах. Там же создали и кульминационный эпизод, когда Наталья Скуратова, выступающая на заключительном этапе лыжной эстафеты, вырывает победу у соперниц-иностранок.

И этот, казалось бы, поистине фантастический момент (Наталья выходит на этап с сильным отставанием, но умудряется обойти прийти первой) некоторым показался надуманным. Однако спустя годы Виктор Садовский рассказал журналу «Советский экран» любопытную историю:

«Этот фильм <«Ход белой королевы»> убедил меня в том, что экран способен настраивать спортсмена на победный лад. Помню, кое-кто считал неправдоподобным центральный эпизод, когда главная героиня-лыжница приняла старт в эстафете, проигрывая лидеру более минуты, но сумела догнать и обойти соперницу. Нашим лыжникам, отправлявшимся в то время на зимнюю Олимпиаду в Саппоро <1972 год>, фильм понравился. И что же? Буквально через несколько дней после кинопремьеры Вячеслав Веденин на снежной трассе Макоманаи попадает в подобную ситуацию. И побеждает!».

«Ходу белой королевы» досталась счастливая судьба: в прокате лента была успешна, зрители оценили её высоко, а многих юных спортсменов она стимулировала на новые рекорды. Особо отмечу, что в кадре царит очень тёплая, даже солнечная атмосфера, несмотря на то, что основная часть действия происходит в зимнее время. Это отличный, заряжающий фильм, который интересно и приятно смотреть.

А вы катаетесь на лыжах?

Оцените статью
Фильм с названием-обманкой, после которого Николай Озеров играл в кино только самого себя
Предрекали провал. Мистика на съемках «Мастера и Маргариты»