Фильм Владимира Басова, за который его вызвал бы на дуэль Пушкин

По крайней мере, так считал эстрадный исполнитель и автор пародий Бен Бенцианов, выступивший после премьеры ленты с такими строчками:

Жил бы Пушкин в наше время,

Посмотрел бы фильм «Метель» –

Сценариста с режиссером

Он бы вызвал на дуэль!

Речь пойдёт об экранизации пушкинской повести «Метель», которую выпустил в 1965 году Владимир Басов.

Режиссёр давно мечтал прикоснуться к великому поэту и снять фильм по его произведениям.

Он сам написал сценарий по «Метели», приспособив авторскую прозу к собственной манере съёмок.

Как режиссёр Басов к тому моменту был уже довольно опытным: на его счету было уже почти с десяток фильмов, а буквально только что вышла прогремевшая «Тишина» (1964). Собственно, на волне этого успеха Владимир Басов и приступил к новой работе. Рассказывая о задумках, он утверждал, что

«главное в будущем фильме — чистота человеческих отношений, верность долгу, высокое понимание чести».

Стараясь перенести обаяние пушкинской прозы на экран, стараясь не расплескать красоту слов, режиссёр старался не прибегать к шаблонам, а, напротив, искать что-то новое, своё. И именно поэтому в главных ролях появились новые лица, аудитории не знакомые.

На роль главной героини Марьи Гавриловны уже была утверждена актриса, на неё уже даже шили костюмы, но по студии «Мосфильм», где снимали ленту, пронёсся слух, что на пробы из Ленинграда приехала молодая, безвестная, но весьма интересная претендентка.

Заинтересовался дебютанткой и Басов и попросил привести девушку на пробы. Едва увидев актрису, он был очарован и, как говорят, едва за ней закрылась дверь, объявил коллегам, что женится на красавице.

Сама же красавица интереса к фильму Басова не проявила и заявила, что слишком занята в театре. Но режиссёр настаивал и даже написал письмо в вышестоящие организации, чтобы актрису, которую он видит в роли Марьи Гавриловны, отпустили на съёмки.

В конце концов Валентина Титова, тогда служившая в БДТ, согласие дала. Мало того, после окончания работы Владимир Басов действительно женился на Валентине и уже вскоре они стали родителями.

Актёра на роль прапорщика Владимира Николаевича, первого возлюбленного Марьи, искали долго. Как-то в коридорах киностудии студента ВГИКа Олега Видова.

Молодой человек уже мелькал в бессловесных эпизодах в кино, но совершенно не запомнился зрителям. Владимир Басов неожиданно для самого Олега предложил ему главную роль, но при условии, что придётся осветлить волосы.

Начинающий актёр согласился без колебаний, хотя знал, что в институте могут последовать санкции: студентам сниматься в кино не разрешали. Так и вышло. Олег Видов рассказывал:

«Когда я пришёл в институт, у меня спросили, а как же учеба, я ответил, что Пушкин бывает только один раз в жизни. И я снялся в этом фильме».

За непослушание его отчислили, права, потом всё смягчили наказание и разрешили оформить академический отпуск. Позже актёр вернулся в вуз и окончил его.

Единственным главным исполнителем, уже известным аудитории, стал Георгий Мартынюк, тоже открытый Владимиром Басовым.

Известность Георгию Мартынюку принесла работа в «Тишине», после которой режиссёр Григорий Чухрай сразу же пригласил его в мелодраму «Жили-были старик со старухой» (1965). Роль в «Метели» стала для актёра третьей большой работой и закрепила его успех.

В других ролях Мария ПастуховаСергей Плотников, Сергей Папов, Анатолий Игнатьев. В небольшой роли свидетеля на венчании — юный Николай Бурляев.

Текст за кадром, которому отведено немало места и который очень украшает визуальный ряд, режиссёр пригласил читать Якова Смоленского, мастера художественной речи.

А роскошную среднерусскую натуру нашли во Владимирской области, в Суздале, где и создали большую часть сцен. Ещё несколько эпизодов досняли в Пскове и павильонах киностудии.

Помимо аристократичных исполнителей и красивой природы в фильме есть и ещё одна запоминающаяся деталь — музыка. Её знают даже те, кто фильм никогда её видел. Композитора выбрал сам Владимир Басов, им стал Георгий Свиридов.

Свиридов Пушкина ценил и свои первые произведения написал именно как иллюстрации к пушкинской поэзии.

Музыка к «Метели» моментально стала классикой, а вальс и марш из фильма — одними из самых узнаваемых в советской музыке мелодий.

Вышедшую весной 1965 года «Метель» не оценили. Многим лента показалась скучной, нашлись и те, кто назвал её полным провалом и неудачей режиссёра Владимира Басова.

 Но для него самого картина стала судьбоносной: брак с Валентиной Титовой продлился почти пятнадцать лет, в нём появилось двое детей. А вообще «Метель» — это красивая костюмная история, неспешная и деликатная.

И, конечно, её украшение — это музыка Георгия Свиридова, сравнимая по красоте с пушкинской прозой.

А вам понравилась трактовка Пушкина Владимиром Басовым?

Оцените статью
Фильм Владимира Басова, за который его вызвал бы на дуэль Пушкин
Как девочка из рабочего общежития выросла в «штатную графиню» отечественного кино