Изменится ли Игорь Брагин ради Веры?

Фильм «Влюблен по собственному желанию» довольно-таки странный. Это история о двух лузерах, которые случайно встретились и странным образом полюбили друг друга. Образы персонажей достоверные, а вот отношения нелепые.

Вера — одинокая женщина возрастом около 30 лет, неухоженная, неумеющая себя подать, неумеющая одеться. Таких зовут серыми мышами. Работает в библиотеке, живет с матерью и младшим братом. Чтобы понять весь трагизм ситуации, надо учитывать время выхода фильма на экран — 1982 год — и менталитет советских граждан. Девочки стремились выскочить замуж как можно раньше. Нередко браки заключались в самое ближайшее время после 18-летия. Если девушка к 25 годам не вышла замуж, её уже считали перестарком. А уж если и к 30-ти не вышла, то всё, старая дева. Вот и Вера — еще чуть-чуть — и получит этот статус. И вот однажды в метро она наталкивается на бухого гражданина Игоря Брагина, мужчину немного себя старше, когда-то подававшего (да так и не подавшего) надежды спортсмена, а ныне склонного к меланхолии и алкоголизму токаря.

На протяжении фильма Игорь и Вера пытаются влюбиться друг в друга усилием воли, что им в итоге удается. В финале они оказываются в постели и часы над окном начинают отсчет нового времени.

Фильм получил аж две награды на кинофестивалях и был весьма популярен в 80-е. Сейчас он малость подзабыт — времена другие. Но поколение 60-х-70-х его помнит. Надо сказать, что фильм выдержан в лучших традициях советской идеологии. В то время верили, что взрослого сложившегося человека можно перевоспитать, была даже такая фишечка в трудовых коллективах — всяческих алкашей и злостных прогульщиков брать на поруки, на перевоспитание. По-моему, даже фильмы какие-то на эту тему выходили. Правильные такие, кондовые. Типа сделай за пять дней из аутсайдера передовика производства. Это было, конечно, слишком топорно, а в фильме «Влюблен по собственному желанию» эту же тему обошли более деликатно, помягче, без заседаний профкомов и стучания кулаком по столу, облекли её в высокую философию и мысли великих людей.

Ну так вот, огромное количество зрительниц сжимая кулаки готовы кричать, что у Игоря с Верой всё будет хорошо! Великая сила любви изменит алкоголика и превратит его в добропорядочного семьянина! Очень хочется спросить таких верунов: а много ли вы знаете примеров из жизни, когда взрослый человек кардинально менял свое поведение? Вот чтобы не по слухам «я знаю, что люди меняются!», а вот на ваших глазах — сосед, родственник, сослуживец. Одного-двух кто-то, может быть и припомнит. И то не все. Потому что люди не меняются. Если бы всё было так легко и просто, то не маялись бы матери и жёны с мужьями/сыновьями алкашами. Да, бывают отдельные случаи, когда алкоголик перестает пить, блудодей перестает блудить. Но это отдельные и очень редкие случаи. В остальном — не забывайте поговорку — «горбатого могила исправит». Вот, народная мудрость подтверждает мои слова.

Кто такой Игорь Брагин? Спортсмен-неудачник, недочемпион, который считает, что его несправедливо «задвинули» — отправили вместо него за границу другого. Эту обиду он еще не пережил, не отболел ею. Карьера в спорте для него была важна. Он, по сути, больше ничего не умел делать, только педали крутить. Надеялся выиграть мировое первенство, может, и Олимпиаду, уйти из большого спорта на тренерскую работу — он свою жизнь уже спланировал, считал, что кусок хлеба с маслом ему обеспечен до конца дней. А тут такое.

Поскольку Брагин человек самолюбивый, цену себе знающий, он не снес такой несправедливости и хлопнул дверью. Переквалифицировался в токари, устроился на завод и начал потихоньку спиваться. И тут он встречает Веру. Бескорыстную, душевную, чуткую, готовую помогать. И когда нам показывают финальные кадры, которые являются отсчетом какого-то нового этапа в их жизни, так хочется верить, что эти двое нашли свое счастье.

Но нет. Никакого счастья не будет. Помните? — горбатого могила исправит. Даже если дело у них дойдет до заключения брака, даже если они какое-то время будут поддерживать семейные отношения, настанет момент, когда всё вернётся на круги своя. Кстати говоря, неспроста фильм начинается с кадров велосипедистов, гоняющих по кругу. Пройдёт эйфория, Брагин почистит пёрышки и в очередной раз подумает о том, что он заслуживает лучшего. Благодарность в отношениях не работает! Ну так вот, Брагин, который считает себя несправедливо обойденным, и Веру отнесет к такой же несправедливости со стороны Вселенной. Вера человек-ресурс. Ей необходимо о ком-то заботиться, кого-то спасть, обихаживать. Такие женщины очень удобны мужчинам, ищущим, где перекантоваться.

Ну так вот — приняв более-менее устойчивое положение в социуме, Игорь изменится, но не глобально, а на какой-то короткий период. Полгода, год. А потом опять побежит к более привлекательной Наташе, возможно, попытается вернуться в спортивную тусовку. Он же достоин лучшего! А Вера, кроме того, что она женщина-ресурс, она еще и женщина-драма и женщина-ответственность. Она будет его ждать, обихаживать, стыдить, плакать, придумывать ему оправдания, внушать себе, что всё прекрасно, что надо еще чуть-чуть потерпеть, что всё это ей дано ради чего-то высокого, какого-то особого замысла Вселенной… Так и будет велосипедист гонять по кругу.

Оцените статью