«Москва слезам не верит». Какое кино любит советский человек. Сказка про трех Золушек ч.1

В 1980 году, в год, когда в СССР согласно Программе КПСС, принятой в 1961 г., должна была быть в основном построена материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения и советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, на экраны страны вышло три фильма, которые заняли среди советских художественных фильмов 1, 2 и 6 места по количеству зрителей за всю историю советского кино. «Пираты ХХ века», «Москва слезам не верит», и «Экипаж». Два боевика и мелодрама.

Если успех указанных боевиков был достаточно прогнозируемом, то необыкновенная популярность достаточно простенькой мелодрамы с элементами ретро «Москва слезам не верит» была поразительной и совершенно непредсказуемой.

Сценарий «Москва слезам не верит» написал Валентин Черных, один из лучших сценаристов советского кино, тогда только еще набиравший силу. Человек непростой судьбы. Об одном из фильмов, снятом по его автобиографическому сценарию о военном детстве мы писали тут. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов 80-х годов.

Сценарий «Москва слезам не верит» был написан на конкурс сценариев о Москве. Сценарий получил вторую премию, но особого интереса у режиссеров не вызвал. Простенькая мелодрама о трех провинциалках, т.н. «лимите», приехавших «завоевывать» столицу нашей Родины. В сюжете просматривалось явное сходство с двумя известными мелодрамами кинорежиссера Василия Ордынского «Человек родился», 1956 г., и особенно «Сверстницы», 1959 г.

Обе эти мелодрамы были популярны у зрителя в 50-е годы. Собрали каждый почти по 30 млн. зрителей.

Сценарий был опубликован в журнале «Искусство кино» в 1977 г. Обычно там печатают сценарии, которые уже нашли своего режиссера и запущены в производство. Но вот «Москве» пришлось ждать своего режиссера два года.

Им стал Владимир Меньшов. Выпускник Школы-студии МХАТ 1965 г. После окончания вуза был направлен по распределению в Ставропольский драмтеатр, где отработав год, вернулся в Москву, поступил в аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе. Окончил ее в 1970 г. Свою первую постановку фильма получил в 1975 г.

Это был «Розыгрыш». Фильм на т.н. «школьную тему», очень красиво снятый, очень музыкальный, с многочисленными хитами А. Флярковского на стихи А Дидурова в исполнении ВИА «Добры молодцы», главный хит — вальс «Когда уйдем со школьного двора…» Фильм открывший Диму Харатьяна, Наташу Вавилову, Евдокию, в титрах Дину, Германову, и, конечно же, Евгению Ханаеву. Ханаева была уже известная мхатовская актриса, сыгравшая достаточно много эпизодов в кино, но именно «Розыгрыш» сделал ее очень известной киноактрисой.

Сценарий «Розыгрыша» тоже долгое время никто не хотел ставить и практически его навязали режиссеру-дебютанту Меньшову. И он сделал самый настоящий хит. «Школьный фильм» собрал почти 34 млн. зрителей, 171 место за всю историю советского проката, и получил Государственную премию РСФСР им. Н. К. Крупской за произведения для детей и школьников. Выдающийся дебют.

И вот Меньшову вновь предлагают «залежавшийся» сценарий Валентина Черных «Москва слезам не верит». Меньшов, как актер, играл главную роль в фильме 1973 г. Алексея Сахарова по дебютному сценарию В. Черных «Человек на своем месте». Затем еще одна главная роль в фильме 1977 г. Ю. Карасика «Собственной мнение», также снятого по сценарию В. Черных.

Главные героини фильма Катя Тихомирова, Люда Свиридова и Тоня Буянова. Три одноклассницы из деревни Бодренки, приехали «покорять» Москву. Катя работает штамповщицей на галантерейной фабрике, Люда формовщицей на хлебозаводе, Тоня маляршей на стройке.

Тема рандеву Москвы с «провинциалом» была близка и Меньшову, и Черных. Меньшов приехал в Москву поступать во ВГИК из Астрахани, Черных из Пскова в тот же ВГИК, почти в одно и то же время, в начале 60-х годов.

Сам Валентин Черных так рассказывал о своем сценарии

Сценарий «Москва слезам не верит» назывался «Женщина, которая обманула дважды». Мы так про себя героиню и называли — «дважды солгавшая». Вы помните, что Катерина Тихомирова сперва обманула телеоператора Рудольфа, приукрасив свою биографию, а двадцать лет спустя обманула слесаря Гошу, скрыв свою должность. Но вообще женщины, конечно, обманывают намного чаще. Об этом еще писать и писать. А за Рудольфа-Родиона Рачкова мне до сих пор операторы говорят: «Мы тебя изуродуем!»

Все откуда-то берется. Тихомирова — фамилия сестры моей матери. Там вообще все героини носят фамилии моих теток. И Людмила Свиридова названа Людмилой вовсе не в честь моей жены, а в честь моей тети Люси. Гоша — это я. Это моя неосуществленная мечта. Мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины.

Прямой прототип был только у Людмилы. Ее судьба – это история домработницы наших друзей. Хозяином дома, где она трудилась, был заместитель главного редактора одной из крупных газет. Она выдавала его за своего дядю. И когда ей звонили, он подходил к телефону и отвечал: «Да, это дядя». У нее был возлюбленный футболист, в фильме он стал хоккеистом.

Почему же сценарий Валентина Черныха не привлекал себе внимания со стороны режиссеров-постановщиков. А потому что это была, как сейчас бы выразились, «совковая попса». Уже тогда в моде было т.н. «авторское кино» в стиле Андрея Тарковского или Андрея Кончаловского. А здесь какая-то простенькая ретро-история про «лимиту». Характеры героев простые и однозначные, без психологических метаний и рефлексий.

Катерина — приехала продолжить образование после 10 класса в «керосинке». Московском химико-технологическом институте. Знает чего хочет, но вот пока второй год не может поступить. Приходится ради проживания в Москве работать на заводе. Людмила раньше подруг на 4 года, после окончания семилетки, уехала в Москву. Ее цель — найти престижного и богатого москвича и выйти за него замуж. Умная и способная девушка все поставил на выигрыш в «московской» лотерее. И Тоня — простая работящая, без запросов на образование и не охотница за женихами, что будет, то и будет.

И сюжет банален. Катю соблазнил, а потом ее беременную бросает московский пижон. Людмила все-таки подыскивает себе «выигрышный» билет в виде знаменитого хоккеиста, такого же провинциала из Челябинска, и женит на себе. Правда потом все рушится. А без особых претензий к жизни Тоня на стройке знакомится с простым рабочим московским парнем, электриком Николаем, ровню себе, и вот оно счастье на всю жизнь.

Ну и где тут материал для «авторского кино»? Это же давно устаревший «соцреализм» 50-х годов в стиле «Весны на Заречной улице», «Высоты» и «Сверстниц». Уже и «новая волна» 60-х годов прошла, и «производственный гламур» 70-х на исходе, «авторское кино» начинает вступать в моду, а Черных с Меньшовым зрителя в 50-е возвращает. С песенками «Ландыши», «Бессо ме мачо», куплетами Рудакова и Нечаева, газовыми кофточками, широкими юбками, неделей французского кино, молодыми Конюховой, Юматовым. Харитоновым и неизвестным еще никому Смоктуновским.

Но оказалось, что советскому зрителю нужны не только черно-белые шестидесятнические социальные или лакировочные цветные «производственные» драмы, но и слезоточивые, и в то же время оптимистические мелодрамы. Красиво снятые, с красивыми актерами и красивым сюжетом. Вот как в «Есении».

Дайте ему все это и зритель с благодарностью примет, не обращая особого внимания на некоторые шероховатости, прямолинейность и предсказуемость сюжета, и не идеальный выбор актеров.

Долго искали исполнительниц главных ролей. В вариантах были Купченко, Терехова, Семина. Выбор Меньшова пал на Наталью Сайко. Но оказалось, что она совершенно не монтируется с выбранным на роль Гоши Алексеем Баталовым. Старым выглядел 52-х летний Баталов рядом с 30-ти летней Натальей Сайко. Хотя по роли герои ровесники. В итоге роль досталась жене Меньшова Вере Алентовой. Главным в этом выборе было то, что, по мнению Меньшова, 37-ми летняя Алентова не выглядела слишком старой, в первой серии, когда изображает 19-ти летнюю Катю Тихомирову.

Роль Гоши после неудачных попыток с Виталием Соломиным, Сергеем Шакуровым уже собирался играть сам Меньшов, и я думаю. что это был бы самый лучший выбор — и по возрасту, и по своему огромному, непростому жизненному опыту, и по внешности, по жесткому мужскому обаянию Меньшов идеально подходил на роль слесаря шестого разряда. Настоящего мужика, хозяина жизни, который только и может укротить строптивую и своевольную директора крупнейшего в Европе химкомбината Катерину Тихомирову, у которой впереди маячит карьера начальника главка, а затем и заместителя министра.

Но трудно было совмещать еще молодому режиссеру и постановку фильма, и съемки в главной роли. Однажды, увидев по телевизору «Дорогой мой человек», он решил предложить сыграть Гошу Алексею Баталову, который в 50-е годы специализировался на ролях рабочего нового типа. Такого рабочего-интеллигента с чеховскими нотками. Гоша вроде бы тоже рабочий-интеллигент, ему кандидаты в доктора в ножки кланяются в его Институте электроники. Баталов вначале не проявил энтузиазма, но потом согласился.

И по моему, это самая большая ошибка Меньшова. Если Баталов по возрасту не монтировался с Сайко, то он еще больше не монтируется с Алентовой. Не справится Гоша в изображении Баталова, амплуа которого мягкие, рефлексирующие чеховские герои,

с жесткой директрисой комбината и депутатом Моссовета, а в последующем, возможно, и Верховного Совета.

Совсем Баталов не слесарь шестого разряда, умелец на все руки и немного нарцисс Гоша, а постаревший филолог, служащий в банке, Дмитрий Дмитриевич Гуров. Это в «оттепельные» пятидесятые в кино решили на смену седоусым питерским рабочим, участникам революции, внедрить новый типаж — рабочего-интеллигента. Не прижился. И вот в 1979 г. из нафталина опять вытаскивают этот типаж в исполнении все того же Баталова. Не убеждает. Разные эпохи, разные герои. Не монтируются топ-менеджер конца семидесятых и рабочий пятидесятых.

Продолжение тут.

Оцените статью
«Москва слезам не верит». Какое кино любит советский человек. Сказка про трех Золушек ч.1
«Летние сны», как пример плохого кино