Наивный юноша, опытный ловелас и неприступная красавица: забытый советский фильм, у которого только восторженные отзывы

Я бы назвал эту картину лучшей советской мелодрамой. Из тех, что сегодня полностью забыты.

Красавица (хотя многие так не считают) Милена Тонтегоде, брутальный латыш с русской фамилией Гиртс Яковлевс и малоизвестный актер с внешностью Брэда Питта показали на экране странный, но необычайно чувственный любовный треугольник.

Настоящий фонтан страстей, но без нелепых истерик, без малейшего кокетства и без единого поцелуя. Только диалоги, взгляды и безумные, а скорее дурацкие, поступки всех трех героев.

К сожалению, в советские годы фильм по необъяснимой причине показали всего 2 раза по ТВ, в кинотеатрах не демонстрировали, а потому мало кто видел его тогда и помнит сегодня.

Поэтому и отзывов в русскоязычном интернете на картину не так много – два-три десятка. Но зато они все сплошь восторженные! И совершенно по делу.

В воскресенье 6 апреля 1975 года, в самый прайм-тайм, перед программой «Время» по Первой программе Центрального телевидения СССР состоялся премьерный показ картины под названием «Первое лето».

Фильм снимался в 1974 году на Рижской киностудии специально для Гостелерадио СССР. Язык оригинала – латышский, но все персонажи дублированы на русский. И даже основная песня ленты перепета на русском языке самим Георгом Отсом.

В ролях – хорошо известные за пределами республики латвийские актеры, а также яркие дебютанты, в том числе 19-летняя исполнительница главной женской роли Людмила Селезнева. Так она записана в титрах, но через несколько лет дочь русского отца и матери-латышки изменит имя на Милена Тонтегоде и войдет в историю советского кино, как одна из самых загадочных экранных блондинок.

В основе сюжета – любовный треугольник, внезапно возникший между тремя, еще вчера незнакомыми друг с другом людьми. Но начало фильма «Первое лето» больше похоже на классический милицейский детектив, которыми славилась на весь Советский Союз Рижская киностудия.

В одном купе едут прилично одетый мужчина в возрасте (народный артист Латвийской СССР Эдуардс Павулс) и морячок Балтийского флота, которого играет актер-дебютант Варис Ветра. В свои 19 лет он просто ни может не понравиться зрительницам.

Потом Варис еще будет сниматься в латвийских фильмах, но без главных ролей и без какой-либо известности за пределами республики.

На секунду отвлекусь от сюжета и обращу внимание на бытовые подробности, которые сегодня кажутся совершенно невозможными. А именно курение в поездах. Нет, не в тамбурах, а прямо в пассажирских вагонах.

Пассажиры выходят из своих купе и дымят в коридоре, рядом с «титаном». А мимо протискиваются женщины, дети и никак не реагирующая на дым коромыслом проводница. Так как время года – осень, то все окна вагона плотно закрыты.

Двое мужчин, случайных попутчиков, естественно решили отметить знакомство. Самый юный, тот самый морячок, отправился в вагон-ресторан, чтобы взять «по сто грамм коньячку». А перед уходом из купе Гайтис, так зовут парня, радостно сообщает собеседнику:

— Через два часа я увижу ту, о которой думал целых три года!

Дальше из его рассказа становится понятно, что он планирует выйти на маленькой станции, где живет его любимая девушка.

Вот только встреча через два часа не состоится. По пути в вагон-ресторан романтичный дембель столкнется в тамбуре с грабителями и получит удар ножом.

Тот самый попутчик, который так и не дождался коньяка, обнаружил на столике дневник Гайтиса. Зная, что тяжелораненого парня сняли с поезда на ближайшей станции и отправили в больницу, мужчина решает прочесть личные записи своего случайного знакомого.

Собственно эти воспоминания трехлетней давности и станут основой «Первого лета».

Выпускник школы, честный и еще во многом наивный юноша Гайтис приезжает на дальнюю станцию, где стоянка поезда всего одна минута, чтобы поработать в бригаде строителей-шабашников. Осенью его призовут в армию, а пока у молодого человека есть целое лето, чтобы… подкачаться на тяжелой работе перед службой.

Коллега и сосед по бараку, циничный и язвительный 30-летний крановщик Макс, сердцеед и любитель выпить, подтрунивает над молодым пареньком. Советует ему лучше повеселиться в свое первое взрослое лето, погулять с девушками.

— Ты хоть раз был с девчонкой по-настоящему? – интересуется Макс у Гайтиса.

И получает достойный ответ.

В роли Макса Народный артист Латвийской СССР Гиртс Яковлевс и это, безусловно, одна из лучших работ в его карьере. Люблю таких неоднозначных персонажей, из-за которых зрителю приходится испытывать совершенно непонятные, но терзающие душу эмоции.

Сначала его хочется ненавидеть, потом жалеть, а в концовке ощущаешь радость и удовлетворение за судьбу героя.

В «Первом лете» персонаж Гиртса Яковлевса выглядит совершенно не по-советски. Скорее он похож на звезду французского и итальянского кино того времени.

Кстати, ощущение, что ты смотришь на людей из какого-то другого, параллельного, Советского Союза, испытываешь и в этом, и во многих других прибалтийских фильмах второй половины 70-х и 80-х гг.

Больше всего позабавило, что и влюбленные шабашники, и прекрасный объект их мечтаний склоняются по лесу в модной и дефицитной одежде пачкающихся цветов. В основном — белого.

А Гайтис умудряется месить цемент, таскать кирпичи, варить обеды и мыть посуду в джинсах и в рубахе, которая не продавались в обычных советских магазинах.

Так получилось, что и наивный вчерашний школьник, и опытный ловелас влюбились в прекрасную незнакомку (Милена Тонтегоде). Очаровательная, но совершенно неприступная красавица- блондинка каким-то неведомым образом очутилась в этой забытой богом глухомани.

Ее зовут Инга, и вскоре зритель узнает, что девушка оказалась здесь из-за большой любви. Но человек, из-за которого выпускница сельхозтехникума поехала работать на заброшенную конеферму, ее бросил. Хотя она все еще его ждет.

И тут пред ней появились сразу двое кавалеров. Кого их них она выберет, и будет ли вообще выбирать?

Именно к Инге ехал Гайтис из армии. Прочитавший чужую, трехлетней давности, историю любви, купейный попутчик паренька решает выйти на той самой маленькой станции, чтобы сообщить девушке о трагедии в поезде.

Финал картины я не раскрою, потому что это нужно видеть. Концовка реально сражает зрителя наповал.

«Первое лето» — это именно та жизненная история, которую нужно смаковать после просмотра…

Оцените статью
Наивный юноша, опытный ловелас и неприступная красавица: забытый советский фильм, у которого только восторженные отзывы
Анекдот про ночь в гостинице, плюс десяток классных шуток