«Отпуск в сентябре»: проклятый «совок» заставил Виктора Зилова пить и доводить близких до белого каления. Или нет?

В сети имеется статья, посвящённая фильму «Отпуск в сентябре» и обличающая ужасный «совок», чья гнилая атмосфера морально разложила главного героя.

По мнению автора статьи картина Виталия Мельникова, снятая в 1979 году по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», нарисовала портрет советского человека эпохи застоя. Фильм запечатлел «скорбный процесс превращения плакатного строителя социализма в хмурого алкаша с трехдневной щетиной и трагической пустотой в глазах».

Статья полна намёков на серое время безвременья и безнадёжности, каковым был «застой», и, стало быть, эпоха брежневской стабильности породила потерянных, лишних людей, подобных главному герою, развив в них равнодушие и садизм по отношению к близким.

Честно говоря, это такое притягивание за уши, что аж неловко делается при прочтении.

Давайте вспомним фильм! Виктор Зилов (Олег Даль) живёт отлично: у него красавица-жена, милая и скромная учительница Галина (Ирина Купченко). У него не пыльная приличная работа в бюро технической информации, возглавляемом адекватным начальником Кушаком (Евгений Леонов).

Его окружают хорошие друзья Саяпин (Юрий Богатырёв) с супругой Валерией (Наталья Гундарева), Кузаков (Николай Бурляев) и Дима-официант (Геннадий Богачёв).

А ещё он пользуется популярностью у женщин, и при живой жене заводит романы сначала с роскошной Верой (Ирина Резникова), а потом с молоденькой абитуриенткой Ириной (Наталья Миколышина), приехавшей поступать в институт.

С удовольствием и намеренно перечисляю всех, чтобы напомнить, какие талантливые актёры играли в фильме.

Несмотря на то, что всё у Зилова замечательно, и он празднует новоселье, жизнь его не радует, ему скучно, развлекается, как может: дурит головы женщинам, не вылезает из кафе-ресторана, бухает, наплевательски относится к работе, в конце концов нагло обманывая начальника.

А ещё он словно бы пробует окружающих его близких на степень дозволенности, оскотиниваясь с каждой сценой всё больше и больше.

Лишь одна мысль его радует: раз в год он ездит в отпуск на утиную охоту. В фильме есть всего пара минут, когда Виктор преображается, говоря о бесконечно прекрасном месте, ждущем его и зовущем.

Глаза становятся добрыми и мечтательными, а лицо словно освещается внутренним светом. Некоторые считают, что только в этот момент появляется настоящий Зилов.

Может быть и так, где-то внутри ещё остаётся частичка чего-то светлого. Однако, кроме этих пары минут персонаж крайне неприятен и мелок, а к концу фильма уже хочется, чтобы чеховское ружьишко не провисело зря, ожидая начала утиной охоты.

Героя так и хочется попросить закончить свои небывалые страдания побыстрее самым смелым и радикальным образом, перестав унижать и оскорблять близких, бесконечно испытывая их терпение — жену, женщин, занимавших какое-то место в его никчёмной жизни, и добрых друзей.

Но при чём тут время «застоя»? Естественно, не при чём. Перед нами драма алкоголика, начавшего пить из-за скуки и, возможно, разочарования в своей жизни, а теперь погрузившегося в алкогольную депрессию, оттуда выхода практически нет.

Алкоголик должен отчаянно захотеть бросить пить, тогда есть шанс выбраться из жизненного болота, куда Зилов себя упорно загоняет.

Интересно, что по пьесе Виктор — довольно молодой человек, ему меньше 30 лет. Про возраст жены Галины чётко сказано — 27, Валерии, жене Саяпина — 25. То есть, вся компания Виктора — молодые люди, за исключением начальника.

Далю же было 38 лет, остальные немногим старше персонажей пьесы. Купченко и Гундаревой — 31 год, Богатырёву — 32, Леонову — 53. По фильму получается, что у Зилова кризис среднего возраста был отправной точкой его алкотрипа, ведь ещё немного и ему будет сорок!

По пьесе же Виктору вроде бы рановато разочаровываться в жизни, однако, и такое бывает. Тому же Печорину было меньше 30 лет, вот только в его время взрослели значительно раньше.

Фильм в 1979 положили на полку, а достали оттуда в 1987, в перестройку, когда всё, что пылилось в забвении, увидело свет. Собственно, оттуда, видимо, и пошло это заблуждение — фильм, якобы, обличал советский строй, потому его запретили, а перестройка явила миру.

Смотрится, кстати, интересно и сейчас (трагедия алкоголизма вечна), актёры замечательные, а особенно талантливейший Олег Даль, сыгравший яркого мерзавца, одного из самых унылых и неприятных персонажей советского кинематографа.

Оцените статью
«Отпуск в сентябре»: проклятый «совок» заставил Виктора Зилова пить и доводить близких до белого каления. Или нет?
«Признать виновным» — мажор-красавчик-убийца