Папочка-залёточка из фильма «Карнавал»

Этот товарищ, по полному праву способный претендовать на звание «Отец года», в принципе еще тот экземпляр. Как именует его сама Нина — папочка-залеточка. И не только. Он еще и сЫночка-залеточка. Очень неприятный тип. Хотя, чему я удивляюсь — у нас полстраны таких отцов.

Михаил Иосифович Соломатин человек уже не первой и даже не второй молодости. Юрию Яковлеву на момент съемок было 53 года, на которые он честно выглядел. Примем это за реальный возраст персонажа. Значит, отцом Нины он стал где-то в 35 лет, то есть, будучи уже зрелым мужчиной. При этом он состоял в зарегистрированном браке с матерю Нины. Мать Нины выглядит лет на 40-42 (хотя актриса Алевтина Румянцева была младше Яковлева всего на полтора года).

Выходит, что ей было где-то 22, когда она сошлась с Соломатиным. То есть, разница в возрасте у них лет 15. Опытный мужик соблазнил юную дyрочку? А потом мать надавила — дитя заделал — женись, не позорь семью? Похоже, что так, в провинции с этим строго. Только насильно мил не будешь — Михаил слинял от жены, а заодно и от матери при первой же возможности, развелся и рванул за сладкой жизнью в Москву. Хорошо хоть алименты худо-бедно платил. То есть, он знал о том, что у него есть дочь. Но при этом никак за 18 лет себя не обозначил. Нина его не помнит. Он ушел либо еще до ее рождения, либо когда она была очень маленькой. Обращает на себя внимание и тот момент, что в этой ситуации все хороши: и сам Соломатин, и его мать, которая ничего не говорила ему о дочери, и мать Нины, которая наверняка знала, что Михаил приедет к матери, и потому и отправила дочь «помочь бабе Зинаиде». Так они еще и самого Михаила не предупредили о том, что Нина придет. Знаете, просто слов нет. Эти две дамы, две матери, решили все эти тягостные процедуры по знакомству отца с дочерью спихнуть на них самих. Какая-то прям вселенская трусость. Да еще и «не смей так об отце говорить» — а что такого сказала Нина? Она ведь правду сказала. Но это вот «какой бы ни был, но он отец» — как будто тот факт, что он дал биологический материал, уже какая-то заслуга необыкновенная.

Но вот встреча состоялась. И Нина, столько лет обиженная на отца, сменила гнев на милость. Ей кажется, что внезапно появившийся в ее жизни московский папка теперь возьмет ее на ручки и понесет к мечте. У нее восторг просто фонтанирует, она сразу пытается включить отца в свою жизнь, он ей подыгрывает, но хорошо видно, что Нина ему вообще ни разу не сдалась, она ему со всеми своими затеями не нужна. Ему проще денег дать, чем возиться с этой шумливой девочкой. Но сказать это в лицо Нине он не может — неудобно, смелости не хватает, поэтому он спускает ситуацию на тормозах. А зря.

Нина, воспитанная в той простоте, что хуже воровства, заваливается в его московскую комнату, шокировав нынешнюю жену отца не то что своим появлением — своим существованием. Жозефина Викторовна ничего не знала о прошлом своего мужа. Скорей всего, и алименты он отправлял втайне от нее. Если он их вообще отправлял, и это не выдумка матери Нины, чтобы обелить такого «замечательного» папашу — онжеотец.

Вообще поражает обстановка вранья и нечестности во всем, чего касается Михаил Соломатин. Его жена не знала о том, что у него есть дочь. Она даже не знала, что он ездил в этот Оханск (это, кстати, недалеко от Перми). Судя по всему, она и со свекровью не общается — ну а зачем ей эта провинциальная родня со своей беспардонностью? А может быть, Михаил Иосифович и тут наврал, сказал, что матери у него нет? Нине совершенно невдомек, что ей могут быть не рады. Что такого-то, она ж к папке приехала. А поспать она и в углу на коврике на раскладушке может.

На самом деле это соприкосновение двух сфер. Когда я училась в школе, в деревне в трех километрах от черты города закрыли школу, а всех учеников разбросали по ближайшим городским. Мы, изнеженные городские булочки, были просто шокированы поведением деревенских. Никаких границ, все вокруг колхозное, все вокруг мое. Они запросто оставались ночевать друг у друга, обменивались одеждой, взять чужое — норма. Не потому что они воры, а потому что для них это допустимо, воспитание у них такое. В их реальности это «чо такова». Вот Нина из этой же породы — границ не чует. Ну приехала у отца пожить — чо такова? Жалко что ли?

Наверняка Жозефина поговорила с мужем по поводу его дочурки, но его мучает совесть — слишком уж много надежд Нина связывает с отцом. Не может он сказать нет, расставить точки над i. И он находит гениальное решение — опять же без совета с женой. Он снимает для Нины квартиру. Не комнату, а квартиру. На целый год. И опять ничего не говорит жене. Думаю, что ей он сказал бы, что Нина уехала домой в Оханск, а сам тайком оплачивал бы эту квартиру. Но Нина проболталась. Она же ведь уверена, что все кругом только и мечтают ей помочь и будут безумно за нее рады, что у нее такой папка замечательный. Жена, понятное дело, в полном «восторге» от столь широкого жеста супруга.

Даже в 80-м году это были очень приличные деньги. И де юро она права — девочке уже 18, отец ей больше ничего не должен. У них вон, сын общий мелкий растет. Его нужно поднимать. И оставшись с мужем тет-а-тет, она наверняка доходчиво объяснила ему политику партии. И что Соломатин? В очередной раз струсил. Ему опять не хватило духу ни отстоять свое право помочь дочери, ни извиниться перед Ниной и сказать, что не получится с квартирой на год. Он молча линяет, сильно подставляя дочь — претензии в конечном счете хозяйка квартиры выкатывает ей. И честно говоря, когда Нина возвращает ему деньги за съем, думаешь, что так ему и надо. Хоть кто-то должен ему сказать, что его поступки лежат вне плоскости порядочности и ответственности.

Оцените статью
Папочка-залёточка из фильма «Карнавал»
Во времена тотального дефицита: Что дарили друг другу люди в СССР