Почему провалился эпохальный фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо»? Мнение кинокритика-любителя

Об этом фильме 1970 года Сергей Бондарчук не любил вспоминать. Многообещающий проект, в который режиссёр вложил свою душу, а итальянский продюсер — огромные средства, неожиданно для всех провалился в прокате.

Если подвести коммерческий итог проекта и отразить тот убыток начала 70-х годов в нынешних деньгах, то он составил более 150 млн. долларов США. Что и сегодня немало для кинопроизводства. А в те годы это было полным фиаско!

Позже критики из разных стран сошлись в едином мнении, что великолепный по всем статьям фильм просто не нашел своего зрителя. Короче, появился он не в то время и не в том месте.

Идея снять этот фильм для европейских зрителей пришла к известному итальянскому продюсеру Лаурентису в 1967 году, сразу после того, как он впервые увидел картину Бондарчука «Война и мир».

Он был поражен масштабами и красками съёмок батальных эпизодов. Поэтому свой будущий фильм он захотел построить только на таких сценах.

И, возможно, именно этот замысел и стал главной причиной того, что западные обыватели не особо заинтересовались исторической реконструкцией военного сражения и тех событий, которые ему предшествовали.

Правда, в фильме есть попытки раскрыть личности Наполеона и Артура Веллингтона. Но попытки очень робкие и неглубокие. Да и вряд ли те образы полководцев, которые представлены в фильме, соответствуют действительности. Скорее, это плод фантазии итальянских сценаристов.

И если проводить параллели между двумя фильмами Бондарчука, то вывод напрашивается сам собой.

Ведь Лев Толстой писал свой роман не о войне, а в первую очередь о мире. О том, как раскрываются человеческие характеры и души людей в часы испытаний. А военные баталии в его романе всего лишь — фон, так сказать, гарнир к основному блюду.

Хотя Толстой очень подробно и красочно их описал, а Бондарчук потом не пожалел сил и средств, чтобы подать этот «гарнир» правильно.

Ну а Лаурентис, похоже, распробовал лишь гарнир и захотел своё блюдо создать только на его основе. То есть ошибка была заложена в этот проект ещё до начала съёмок. И не нашим мастером кино, а главным идеологом и заказчиком.

Тем не менее, фильм очень красочный, из тех кинокартин, которые остаются вне времени. И я считаю, что зря Бондарчук не любил о нём вспоминать. Фильм великолепен и создан по всем правилам классического кино. А то, что он принёс убыток, вовсе не означает, что он плохой.

Ведь настоящее искусство не всегда измеряется деньгами здесь и сейчас. Вспомните печальную судьбу выдающегося живописца Ван Гога, который жил и творил в нищете, а его картины стали стоить огромных денег лишь через годы после его смерти.

Похожая судьба у знаменитого композитора Франца Шуберта, который так и не узнал о том, что будет знаменитым. И таких гениев, которые родились раньше своего времени, в истории немало.

Я вовсе не хочу проводить параллели между Сергеем Бондарчуком и теми, о ком написал выше. Бондарчук был признан при жизни, вкусил славу и почёт. Речь лишь о его конкретном фильме, который не разглядели в те годы и который, к сожалению, остаётся незаслуженно забытым сегодня.

Оцените статью
Почему провалился эпохальный фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо»? Мнение кинокритика-любителя
Молоденький Владимир Гостюхин в красочном веселом фильме, который не показывали по ТВ полвека