«Последняя осень» 1982-го. Криминальный детектив с говорящим названием

Фильмы заключительного периода существования советского кинематографа принято именовать перестроечными и/или конъюнктурными.

Мягкое и доброе кино, воспринимаемое публикой через волшебную призму экрана 70-х, сменились другими — слишком похожими на реальную жизнь. Становилось грустновато.

Единственное, что оставалось неизменным и в фильмах второй половины 80-х — начале 90-х, — таланты отечественных актеров. Сегодня хочется вспомнить одну из работ, который ярко иллюстрирует наши слова.

«Последняя осень» (производство 1990 года), как писали в приемо-сдаточном акте авторы картины, «рассказывает о работе наших правоохранительных органов и затрагивает тему проникновения коррупции в эти органы в период правления Л.Брежнева»:

Автор сценария — Эдуард Хруцкий — был признанным мастером отечественного детектива. Ему принадлежит, например, цикл повестей о работе сотрудников уголовного розыска под общим названием «Четвертый эшелон».

Драматург был награжден двумя премиями МВД — сперва МВД СССР, а затем и МВД России. В основу сценария «Последней осени» он взял свою повесть «Осень в Сокольниках», опубликованную в 1984 году.

События фильма происходят в 1982-м. Майор Корнеев, занимаясь расследованием ординарной квартирной кражи, неожиданно для себя выходит на след крупной преступной группы.

Его начальник — полковник ГУВД Громов — намекает ретивому подчиненному, что, мол, надо бы успокоиться.

Ведь Корнеев, честный и бескомпромиссный человек, вступил на опасную почву — мафия включает в себя и самых высокопоставленных чиновников…

Фильм снят с некими присущими началу 90-х спецэффектами — это и планы с мягким фокусом, бликами, миганием, дымом, и размытое изображение, и незначительный внутрикадровый несинхрон. А какие великолепные крупные планы!

Сокровище фильма — артисты. Причем самые первостатейные.

Режиссер Всеволод Плоткин, для которого «Последняя осень» стала крупным дебютом в жанре криминального детектива (но далеко не первой работой в карьере), вообще собрал крепкую команду актеров.

Многие зрители считают, что именно роль принципиального майора — лучшая в карьере Виктора Проскурина.

Глубоко разрабатывают своих героев народный артист СССР Владимир Зельдин — мэтр советской школы, заслуженные артисты РСФСР Альберт Филозов, Валентин Смирнитский и Юрий Волков, заслуженный артист БССР Александр Аржиловский, заслуженный артист УССР Владимир Конкин.

Итак, мы имеем толковый сценарий, талантливого режиссера, новаторов-операторов и мощную актерскую группу — все составляющие крепкого детектива. А название, если учесть, что речь идет об осени 1982 года, говорит само за себя…

Оцените статью
«Последняя осень» 1982-го. Криминальный детектив с говорящим названием
Почему «О бедном гусаре замолвите слово» — неудачное кино?