Советский фильм 1976 года, в котором американский режиссёр после личной встречи с Людмилой Гурченко отказал ей в роли

Фильм-сказку «Синяя птица» я впервые увидел в год премьеры и сразу влюбился в красочную и увлекательную историю. Позже, через много лет, уже зрелым мужчиной, я посмотрел его второй раз и понял, что фильм гораздо глубже, чем казался мне раньше. Конечно же, это не детское кино, но которое очень нравится детям.

Сюжет достаточно прост и одновременно увлекателен. В котором много волшебства и благородства. На наших глазах оживают: Вода (Валентина Ганибалова), Огонь (Евгений Щербаков), Хлеб (Ричард Пирсон), Сахар (Георгий Вицин), Молоко (Маргарита Терехова), а собака и кошка наделяются человеческими качествами.

И в то же время в этой истории всё максимально приближенно к реальной жизни, что заставляет зрителей пропустить через себя все переживания героев картины.

Фильм был задуман и снят на волне улучшений отношений в середине 70-х годов между СССР и США и являлся совместным проектом кинокомпаний «20th Century Fox» и «Ленфильм». Впервые в выборе советских актёров для наполовину советского фильма принимали участие американские кинематографисты, которые ничего не знали о нашем кино.

Отбор актёров на роли происходил коллегиально, но последнее слово оставалось за американским режиссёром. И он своё «право вето» однажды применил. Дело в том, что на роль Воды первоначально нашей стороной была выдвинута Людмила Гурченко. На фотопробах в гриме она понравилась режиссёру. Но после личной беседы с актрисой, которая прошла через переводчика, Джордж Кьюкор засомневался в этом выборе.

Так как по контракту эту роль должна была играть советская актриса, на «Ленфильме» режиссёру предоставили объёмный альбом с советскими актрисами подходящего возраста, среди которых Джордж Кьюкор выбрал балерину Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Валентину Ганибалову. Пробы она прошла успешно, и… Людмила Гурченко осталась без роли.

Позже никто так и не узнал, что сказала ему на первой встрече Гурченко и почему после этого режиссёр не захотел её снимать. Зато участие профессиональной балерины позволило украсить фильм хореографическими этюдами. Позже роль Воды была во многом пересмотрена и превратилась в яркий балетный номер.

Валентина не была киноактрисой, но за несколько лет до этого она снялась в фильме-концерте «Балет в миниатюрах» и её портфолио появилось в архиве «Ленфильма».

К слову, эта роль стала началом её небольшой кинокарьеры. В следующие десять лет Валентина Ганибалова снялась в восьми кинокартинах, большинство из которых были фильмами-концертами. Тем не менее она неплохо себя показала и как драматическая актриса.

В соответствии с условиями контракта музыку для фильма должны были совместно написать советский и американский композиторы. С нашей стороны музыку сочинял Андрей Петров. Он первым написал несколько музыкальных тем для этого фильма и послал их на доработку (или изменение) американскому композитору Ирвину Косталу.

По договоренности композиторы должны были написать каждый своё, обменяться данными друг с другом и потом вынести на коллегиальный худсовет свои совместно доработанные произведения. Но американец, впечатлённый мелодиями Петрова, по сути, отказался конкурировать с советским композитором. Он честно заявил, что музыка Петрова прекрасна! И что её улучшить нельзя, а можно лишь испортить. Получилось, что в фильме звучат почти все мелодии от Андрея Петрова, и лишь один небольшой фрагмент озвучен музыкой Иривина Костала.

Так сложилось, что в США и в других западных странах фильм был принят лучше, чем в СССР. Хотя в целом, как проект, картина оказалась убыточной. Несмотря на то, что в фильме снимались такие мировые кинозвёзды, как Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Сисели Тайсон и Джордж Коул, при бюджете в 12 миллионов, в США фильм собрал всего около одного миллиона долларов.

С нашей стороны в фильме участвовали: звезда балета Надежда Павлова и легендарный клоун Олег Попов. А также актёры: Маргарита Терехова, Георгий Вицин, Игорь Дмитриев, Сергей Филиппов, Леонид Неведомский, Григорий Шпигель, Гликерия Богданова-Чеснокова и другие.

Неудачный прокат в СССР специалисты объяснили тем, что у нас фильм-сказку отнесли к детскому кино и демонстрировали в кинотеатрах только в утренние и дневные сеансы. Поэтому картину многие взрослые зрители не увидели. В США и в европейских странах фильм квалифицировали как семейное кино, поэтому там популярность картины была значительно выше.

Хотя многие советские кинокритики назвали главной причиной провала картины очень слабую режиссуру, намекая на плохую работу 75-летнего Джорджа Кьюкора.

К слову, за свою большую карьеру оскароносный режиссёр снял более шестидесяти фильмов, многие из которых и сегодня входят в Золотую коллекцию Голливуда. Но и он посчитал свой предпоследний фильм «Синяя птица» неудачным. Хотя лично мне фильм понравился.

Оцените статью
Советский фильм 1976 года, в котором американский режиссёр после личной встречи с Людмилой Гурченко отказал ей в роли
Зачем снимали новую версию фильма «А зори здесь тихие»