«Старые стены» (1973): сильная драматическая роль Людмилы Гурченко

Картина «Старые стены» стала для актрисы Людмилы Гурченко подарком судьбы. В то время она переживала непростой период в творческой карьере. Было несколько второстепенных ролей. Актрису ассоциировали с ее прошлыми героинями – веселыми, беззаботными, поющими в кадре. И тут такая глубокая драматическая роль. Людмила Гурченко раскрыла в этой работе всю силу своего таланта.

Сюжет: Анна Смирнова – сильная независимая женщина, директор крупной ткацкой фабрики. Она не позволяет себе проявление слабости, не склонна к сантиментам, старается все держать под контролем. Курортный роман, словно, приоткрывает дверцу в другой мир. Мир, где эмоции преобладают над разумом и расчетливостью. Анна Георгиевна смущена такими переменами. Она опасается уйти с головой в это новое чувство. Поэтому понравившемуся мужчине она не оставляет свой адрес. Есть его номер телефона – единственная связующая ниточка.

В картине «Старые стены» все внимание приковано к чувствам, переживаниям, сомнениям героини. Даже любимый мужчина, которого сыграл Армен Джигарханян, словно, находится на фоне, не периферии. Его персонаж нужен для понимания смятения и размышлений героини. Анна Георгиевна привыкла быть сильной. Руководить огромным предприятием – задача не из легких.

И на службе женщина не всегда принимает правильные решения. Например, она заставляет работниц выходить на смену в свой законный выходной, а на их возмущения следует напоминание о полученных служебных квартирах. Но при этом, простые ткачихи приходят к директору на прием, чтобы рассказать о житейских неурядицах, неверности мужей и так далее. Доверие к руководителю есть. И Анна Георгиевна старается оправдать это доверие.

Героине трудно проявлять эмоции, которые на самом деле ей присущи. К взрослой дочери она обращается строго по имени, без всяких ласковых сокращений. Обнимает редко. Но Анна Георгиевна переживает из-за того, что семейная жизнь дочери дала трещину. Показателен момент, когда Анна приглашает в ресторан зятя, проявляет заботу, пытается разобраться в причинах разлада. Руководитель, у которого каждая минута свободного времени – роскошь, находит возможность лично пообщаться с зятем. Это говорит о неравнодушие и чуткости героини. Дочь Анны сыграла Евгения Сабельникова, зятя – Евгений Киндинов. В эпизоде появился Андрей Миронов, говорящий голосом Александра Демьяненко. Он сыграл нового поклонника дочери Анны.

Молодая обаятельная Алла Будницкая сыграла репетитора английского языка. Уроки проходят за час до начала рабочей смены. И в общении с этой женщиной Анна становится мягче. Дамы говорят о красоте, моде, примеряют парик. А потом Анна снова становится строгим руководителем.

Актеры Федор Одиноков и Борис Гусаков достоверно передали образы работников ткацкой фабрики, решающих производственные вопросы.

Во время съемок картины ушел из жизни отец Людмилы Гурченко. Печаль в глазах героини настолько убедительна. И сам образ получился достоверным. Как и картина в целом.

В сцене, где директор проводит утреннее совещание, за длинным столом вместе с актерами сидели настоящие начальники цехов. Производственные эпизоды снимались в Ногинске на действующей ткацкой фабрике. Людмила Гурченко вспоминала, какая ответственность легла на ее плечи. Сыграть нужно было так, чтобы у людей не возникли сомнения – перед ними директор предприятия, а не Леночка Крылова из фильма «Карнавальная ночь».

Если сравнивать две картины режиссера Виктора Трегубовича – «Старые стены» и «Уходя – уходи», то поражает преображение Людмилы Гурченко. В первой картине – блестяще сыгранная драматическая роль, в «Уходя – уходи» — комичная героиня. Только талантливый человек мог одинаково хорошо сыграть таких кардинально противоположных личностей.

Оцените статью
«Старые стены» (1973): сильная драматическая роль Людмилы Гурченко
Зачем хорошей Кате плохой Афоня