«Точка, точка, запятая…» — развитие, как обязанность

Разбирая детские фильмы «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (1966) и «Чудак из пятого „Б“» (1972), я вспомнила ещё один сюжет о школьниках — «Точка, точка, запятая…» (1972), снятый Александром Миттой по книге Михаила Львовского.

Повесть – жёстче, нежели киноверсия, смягчённая романтическим флёром, какой умел создавать Митта и песнями Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима. Ощущение лёгкости, полупрозрачности, юности и — грёз о будущем…

Что интересно, такая фабула, если брать канву, могла быть представлена и Голливудом. Смотрите – есть некий лузер, над которым даже не издеваются, но подсмеиваются, да то как-то лениво. Он – вне игры, как сказала королева школы.

У той королевы есть верная фрейлина и целый штат воздыхателей. Но вот появляется новенькая – куда как интереснее всех королев. И лузер путём проб и ошибок становится местным суперменом. Типичное «школьное кино» from USA.

А тут – Москва начала 1970-х, район Фили-Давыдково. Итак, Лёха Жильцов – аутсайдер, с которым никто в классе не общается. Жильцов плохо учится, не спортивен, пассивен. Даже не шут гороховый. Нуль без палочки.

Его единственный друг – шестиклассник Волик (или Волька), да и этот Волик – уже юный учёный, занимается математикой. Родители Жильцова (их сыграли Юрий и Татьяна Никулины, супруги по жизни!) разочарованы.

У всех дети талантливы, ну, или хотя бы целеустремлённы, чем-то серьёзно заинтересованы. Парню высказывают своё «фи». Сейчас такие родительские посылы считаются «токсичными». Ага.

Но вот в класс приходит новенькая – Женя Каретникова, и она тоже – победительница математических олимпиад, а по книге ещё и художественная гимнастка. И – о, чудо! Каретникова обращает внимание на Жильцова – он ей чем-то интересен.

У него развита фантазия. Он нетривиально мыслит. Вообще, мне всегда казалось, что Жильцов – нормальный гуманитарий, просто в его окружении было принято читать об Эйнштейне и понимать, что такое электрический ток.

Однако тут весь упор — на физмат-уклон, да ещё на физкультуру. Но ещё больше – на понятие «личность». А вот здесь ребята, отбраковавшие Лёху, пребывали в плену странных представлений.

Для них всё то «личность», что выделяется в любую сторону – отличник, чемпион, скоморох, …уголовник. В один (не) прекрасный момент Жильцов связался с мини-бандой, которую загребли в милицию.

И вот тут он сделался героем дня, и с ним даже захотела дружить местная королева Галочка Вишнякова, на редкость неприятная девица, как и все подобные «королевы», что в здесь, что в Голливуде.

Но всё оканчивается хорошо – Лёша превозмогает все трудности и становится …самим собой, то есть личностью. Одна из главных мыслей – надо развиваться, иначе будешь вечно с краю, а то и среди отбросов.

Показали, что настало время раннего развития и сложных программ. Культ чтения, мышления, разносторонности. Дескать, пришло уникальное поколение — акселераты. Физическое и умственное совершенство, как результат социального прогресса.

Если в 1960-х упор делался на молодёжь, студентов, молодых учёных лет 25-30, то теперь, в 1970-х начался бум школьного кино с его умненькими девочками, читающими ‘Lettres d’amour’ на языке оригинала.

С юными — совсем юными гениями, имеющими своё мнение происходящем… Правда, именно это поколение сделалось потом заложником не-святых 1990-х, но это уже совсем другая история.

Оцените статью
«Точка, точка, запятая…» — развитие, как обязанность
Инфернальный персонаж из фильма «Чучело»