Они тогда были очень популярны. Трио «Меридиан» можно было увидеть в телепрограммах «Песня года», «Утренняя почта», «Голубой огонек», «Шире круг», в телевизионных творческих вечерах советских композиторов.
Зрители и критики отмечали особенную гармоничность звучания, запоминающийся стиль, виртуозность и высокую культуру исполнения, Трио сотрудничало с такими выдающимися композиторами, как А. Пахмутова, М. Таривердиев, Э. Колмановский, Я. Френкель.
Сами участники группы, певица Надежда Лукашевич, музыканты Владимир Ситанов, Николай Сметанин определяли свои художественные принципы так: «Духовность, доброта, человечность». И говорили, что творчество коллектива рассчитано на мыслящую аудиторию.
Особое направление творчества «Меридиана» – музыкальные композиции к фильмам.
И началось это в 1983г. с фильма «Торпедоносцы», в котором Надежда Лукашевич исполнила одну из ролей. Также в этом фильме прозвучала в исполнении коллектива песня «Шоферша».
Позже трио «Меридиан» осуществил запись музыки к фильмам «Предчувствие любви», «Город над головой», «Кот в сапогах».
А самая популярная кино-песня коллектива – «Прекрасное далёко» из знаменитого фильма «Гостья из будущего». Причем, в этой киноленте песню исполнил не «Меридиан», а Татьяна Дасковская. Но её исполнение не устроило автора песни, композитора Евгения Крылатова.
Именно он предложил «Меридиану» записать собственную версию. И их исполнение показалось композитору образцовым. Позже Крылатов признался, что именно трио «Меридиан» смог донести до слушателей идею этой композиции.
Ведь песня, по его мнению, являлась своеобразным поэтическим завещанием поколения 80-х: «это был призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Песня «Прекрасное далёко» в исполнения «Меридиана» стала лауреатом фестиваля «Песня-85».
Вообще, как мне кажется, несмотря на то, что музыка «Меридиана» звучит в совсем немногих фильмах (десяти даже не наберется), этот музыкальный коллектив оставил заметный след во всем советском кино 80-х. И вот почему.
Кто-то смело, но достаточно точно провел параллели между поэтикой некоторых наших кинопроизведений первой половины 80-х и возвышенно-печальной эстетикой художественных творений серебряного века.
Подобное сравнение как нельзя лучше отражает кино-композиции «Меридиана», пронизанные утонченной элегией, изысканным романтизмом, печальной рефлексией витающего в благородных эмпириях лирического героя.
В этом отношении показательны два примера.
В 1984г. вышел на экраны политический детектив «Медный ангел». Фильм о том, как советская геологическая экспедиция по строительству гидроэлектростанции в одной из стран Латинской Америки попадает в лапы некоей местной экстремисткой организации.
Фильм, честно говоря, средний. Но запомнился он многим зрителям, как и мне, именно звучащей в нем в исполнении «Меридиана» песней «Любовь, не покидай меня, не уходи», написанной Микаэлом Таривердиевым на слова Пабло Неруды (Позже эта композиция прозвучала на фестивале «Песня-84»).
Помню, как смотрела в детстве в кинотеатре этот фильм и навсегда врезался в память удивительный, летящий к небесам голос, страстная и нежная, в стиле испанского романсеро, мелодия, щемящие строки: «Я жду тебя, когда звезда и вечер//Я жду тебя, когда закат кровав.
// Гляди, гляди, плоды текут с ветвей в траву// Гляди, росу собой пронзают травы».
Вроде, и не относилась напрямую эта песня к сюжету, но своей красотой облагораживала достаточно тривиальную фабулу, придавала ей какой-то возвышенный подтекст…
А второй пример, это, конечно, замечательный фильм 1983г. «Ученик лекаря», который воспринимается куда больше, чем сказка именно благодаря звучащим в нем балладам того же Микаэла Таривердиева на стихи Вадима Коростылёва.
Эти потрясающие, звенящие, возвышенные композиции придают фильму особый лирический накал, философско-притчевый смысл…
В 1990-е годы группа «Меридиан» не вписалась в новую реальность шоу-бизнеса. Трио перестали приглашать на телевидение.
Тем не менее, творчество коллектива продолжалось. Трио записало огромное количество нового музыкального материала. Продолжились концерты, в том числе и за рубежом.