И появился самый драматичный и пронзительный фильм Балабанова — «Мне не больно».
Кино очень нетипичное, потому что нет никаких бандитов, разборок, крови и убийств — фильм про обычных людей, которые могли бы работать с нами на одной работе или жить на лестничной клетке.
Название киноленты вводит в заблуждение — на самом деле там больно всем.
Олегу — потому что в мирной жизни все складывается совсем не так, как он хотел, и герой Дмитрия Дюжева так и не смог в ней адаптироваться. А ведь такого друга каждый хотел бы иметь.
Комичному доктору — потому что жизнь идет, дома нелюбимая жена, а постоянные романы и престарелый поиск «той единственной» как правило заканчивается пшиком.
Меценату Сереже — потому что несмотря на все его благородство и великодушие, он так и не сумел приобрети даже привязанности девушки, которой он искренне и по-отечески симпатизировал.
Тате и Мише — потому что они так и не смогут быть вместе.
Меня попросили написать про этот фильм. Я смотрел его десятки раз и знаю буквально наизусть, но это пожалуй вторая картина, про которую я буквально не знаю, что и сказать-то (первая — «Короткие встречи»).
Ведь когда мы смотрим кино, то всегда ищем альтернативы.
— А что если бы Карандышев грохнул не Ларису, а шмелевода Паратова? А что, если бы в орлянку выиграл Вася — поехала бы с ним Лариса, или нет?
— А что, если бы профессор Волосюк взял-таки Нестора в аспирантуру — не навредило ли бы это Северову, возможно, жизненный опыт в школе рабочей молодежи оказался для него очень полезным?!
— А что, если бы Света уехала таки с Данилой Багровым — через месяц вернулась бы обратно к своему Евграфычу, или продержалась подольше?
Никаких таких вопросов про «Мне не больно» задать нельзя, потому что итог заранее предопределен. Это фильм без альтернатив. Тем он грустен и прекрасен.
Ничего нельзя изменить — все будет так, как задумано. Аля уедет со своим ухажером, кто и как бы ее не уговаривал. Доктор никогда в жизни не уйдет от своей постылой жены. Тата никогда не будет с Мишей.
И только у главного героя Михаила был-таки шанс переломить свою судьбу. Помните, когда Данила Багров в конце «Брата-2» звонит Салтыковой и говорит ей: «Боре передай, я ему подарок везу»?
Речь идет о Мэрилин (Даше), которой Данила помог вырваться из той ужасной жизни, которой она жила, стать нормальным человеком, полноценным членом общества.
Сможет ли Даша это сделать? Мы не знаем. Это уже целиком и полностью зависит от нее.
И у Миши тоже был шанс вырвать вот эту задорную женщину из неблагоприятной социальной среды.
Она появляется не просто так. У Балабанова вообще в фильмах ничего просто так не бывает. Для Миши это была возможность перевернуть свою жизнь.
Нателла Антоновна его предупреждала: «Не жди со мной ничего хорошего». Но Миша в тот момент был так увлечен романом с Татой, что ни о чем подобном не задумывался.
А вот теперь представьте: Миша зацепился бы с этой симпатичной брюнеткой и начался роман. Примерно как в «Красотке».
И нам бы все это показали во второй части кино, с хэппи-эндом. Согласитесь, получился бы совсем уж дивный, чудесный, небывалый, волшебный финал.
Правда, тогда уже требовался другой режиссер. Не Балабанов. И Миша побежал дальше по своим делам, оставив брюнеточку без внимания.
А потом было уже поздно.
Отмечу еще две причины, по которым «Мне не больно» обязательно нужно посмотреть.
Во-первых, гениальный саундтрек. Алексей Октябринович всегда умел грамотно подбирать музыку к своим шедеврам, но в этот раз превзошел сам себя. Всего три основные мелодии, а кажется, будто их 33, настолько они гармонично ложатся на изображение.
Во-вторых, очаровательный Санкт-Петербург
и восхитительная русская природа, которую мы все так любим.
Концовка единственной мелодрамы Балабанова, его уникального фильма в этом сложном жанре, грустная — но никакой тоски и безысходности нет. Жизнь продолжается.
Какая она у нас будет — этого мы не можем предсказать. Остается только надееться на лучшее.