Вадим Абдрашитов: 11 знаменитых фильмов. К 80-летию со дня рождения мастера

В фильмографии Вадима Абдрашитова осталось 13 картин, включая дебютный документальный фильм «Репортаж с асфальта», высоко оцененный его учителем Михаилом Роммом, и курсовую короткометражку «Остановите Потапова!», получившую несколько профессиональных наград.

Эту курсовую работу Абдрашитову засчитали как дипломную, и он на год раньше закончил режиссерский факультет ВГИКа. Последующие 11 фильмов режиссера также становились событием и для зрителей, и для кинематографа в целом. Все они были сняты в сотрудничестве со сценаристом и единомышленником Александром Миндадзе.

19 января исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РФ Вадима Абдрашитова. В преддверии знаменательной даты предлагаем вспомнить мастера и его работы.

Слово для защиты (1976)

Вадим Абдрашитов: «…История про женщину-адвоката, которая вдруг ощущает себя в вакууме духовной жизни по контрасту с жизнью своей подзащитной, чуть было не убившей человека».

Приз за режиссуру на Всесоюзном кинофестивале, премия Ленинского комсомола.

Поворот (1978)

Вадим Абдрашитов: «Для того чтобы рассказ вышел рельефный и четкий, по всей видимости, персонажей нужно поместить в спрессованную, экстремальную ситуацию, ситуацию испытания, жизненно важного поворота, который максимально проявляет характеры. И Миндадзе блестяще это делал».

Приз Международного кинофестиваля в Варне.

Охота на лис (1980)

Александр Миндадзе: «О том, как человек впервые обретает некий взгляд на мир, на себя, на свою семью, на свое предназначение, впервые испытывает сомнения в правильности своих поступков, своих решений. Во всяком случае, мы с режиссером стремились, чтобы картина была именно о духовном пробуждении вот такого вполне зрелого, вполне благополучного человека».

Специальный приз жюри на Международном кинофестивале авторских фильмов в Сан-Ремо.

Остановился поезд (1982)

Вадим Абдрашитов: «Это частная история о следователе, который, по выражению одного критика, «приехал ржавым ключом открывать проржавевший замок». И в этом его драма. Человек, который настолько любит людей, что ненавидит их, ненавидит, потому что любит, считает, что они должны жить нормальной жизнью!.. А они не живут этой жизнью и вместо двух «башмаков» ставят один…»

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.

Парад планет (1984)

Александр Миндадзе: «…Они пользуются своей «смертью», чтобы сбежать от своей жизни таким вот причудливым образом. Это фильм не столько о неизменности мира, сколько о попытке побега из этого неизменного мира».

Вадим Абдрашитов: «Несмотря на то, что фильм «Парад планет» – достаточно сложный, философский… Люди поняли главный посыл фильма: что жизнь коротка и прожить ее хотелось бы правильно».

Главный приз Международного кинофестиваля в Авеллино, специальный приз Международного кинофестиваля в Сан-Ремо.

Плюмбум, или Опасная игра (1986)

Вадим Абдрашитов: «В работе над сценарием мы вдохновились заметкой в газете о том, как один дружинник злоупотреблял властью, но у нас все намного сложнее, это лишь фундамент истории.

Нельзя к власти, к ее рычагам, пусть самым малым, допускать человека безнравственного, духовно неразвитого. Безнравственный энтузиаст – немыслимое, противоестественное сочетание».

Золотая медаль «За социальный прогресс и гуманизм» на Венецианском кинофестивале.

Слуга (1988)

Вадим Абдрашитов: «Этот персонаж узнаваем, я сам знаю таких начальников из советской партийной номенклатуры и знаю их в нынешнем обличье. Но, несмотря на узнаваемость, там копытца дьявольские все же угадываются. Это было заложено и в сценарии, и, конечно, сыграно Борисовым».

Государственная премия СССР, премия экуменического жюри Берлинского кинофестиваля, премия Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве.

Армавир (1991)

Александр Миндадзе: «…»Армавир» – о рождении заново после катастрофы. Не думал о постоянстве катастрофы. Но, конечно, я об этом и делал  о некоем крутящемся, вечном колесе. И о том, что эта катастрофа захватывает все больше и больше людей: группу, как в «Параде планет», страну, как в «Армавире», или рабочих, как в «Магнитных бурях».

Пьеса для пассажира (1995)

Александр Миндадзе: «В «Пьесе для пассажира» я вдруг представил себе, что встречаются двое, прокурор и человек, которого он упек в тюрьму за то, за что нынче ставят памятники. Теперь прокурор на обочине жизни, а тот – кум королю и хочет отомстить своему врагу, но необычным способом.

Это абсолютнейшая жизнь состояний. Трансформация от добра к злу абсолютно естественным путем. Но таким было и время, тасующим людей, словно карты в колоде…»

Приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.

Время танцора (1997)

Вадим Абдрашитов: «В картине «Время танцора» все трое – симпатичные, веселые ребята, и женщины, которые их окружают, тоже красивые и молодые. Но все как-то не устраивается. Почему? Да потому что за плечами война!»

Гран-при «Кинотавра» за режиссуру, специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Локарно, премия «Золотой овен» в категории «Лучший фильм».

Магнитные бури (2003)

Вадим Абдрашитов: «В «Магнитных бурях» огромные толпы людей выясняют друг у друга, кто за кого, и никто не может при этом ответить, почему оказался по одну или по другую сторону баррикады».

Премия Правительства РФ 2005 в области культуры, премии «Ника» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа».

Оцените статью
Вадим Абдрашитов: 11 знаменитых фильмов. К 80-летию со дня рождения мастера
Почему Валико взял чай, а не кофе. Комментарии из сети, которые меня удивили