Уже прошло 460 лет, как родился замечательный испанский драматург Лопе де Вега. За свою жизнь он написал более 2000 пьес и около 3000 сонетов, был популярен при жизни, да и после смерти к его наследию не раз обращались режиссеры.
«Собака на сене» — это музыкальная комедия советского режиссера Яна Фрида, в которой 45 лет назад, пожалуй, самые лучшие молодые актеры тех лет рассказали зрителям историю любви.
О том, как и где снимался фильм, и какие интересные моменты происходили во время работы, давайте сегодня вспомним.
«Что толку в этих молодых мужчинах»
Любопытно, что заниматься любимым жанром — музыкальным кино — режиссер Ян Фрид начал в возрасте, когда рядовые люди обычно мечтают о пенсионном спокойствии.
Свой «золотой фонд» он снял, будучи уже зрелым мастером. Так, над музыкальной комедией «Собака на сене» он работал в возрасте 69 лет! Как пелось в пьесе, «что толку в молодых мужчинах», ведь о любви должны рассказывать повидавшие жизнь мудрецы.
До этого режиссер работал в жанре документального кино. И лишь в 1955 году ему доверили экранизировать «Двенадцатую ночь» по Шекспиру. Как вспоминал режиссер, следующие пять лет ему не давали работать.
Только после выхода «Зеленой кареты» бюрократы Госкино поняли, что и музыкальные фильмы тоже могут «сделать» план.
С тех пор заказы сыпались, как из рога изобилия. Причем деньги на экранизацию приходили со стороны телеобъединения «Экран» : советский зритель хотел к каждому празднику видеть новинки, наполненные красотой и музыкой.
Так получалось, что в этих фильмах бюджет сильно не кромсали: режиссер получал большой кардебалет, лучший оркестр, вокалистов, не говоря уже о костюмах и выборе места съемок.
Да и с цензорами не возникало особых проблем. Если чиновники требовали вырезать какие-то фразы, то хитрый Ян Фрид отсылал их с Тирсо де Молину, Шекспиру или Лопе де Вега.
Сценарий, песни и локация
Выбор пьесы для экранизации был не случаен — как не о классовой пропасти между влюбленными рассказывать советской публике?
Авторский ход пьесы, придуманный Лопе де Вега, не стали переделывать.
Ян Фрид сам составил сценарий, ну а текст в переводе с испанского, который выполнил Михаил Лозинский, идеально подходил для создания мюзикла.
Немного сложнее было с написанием песен. Фрид настоятельно рекомендовал поэту Михаилу Донскому и композитору Геннадию Гладкову создавать композиции в полном соответствии со стихотворным ритмом пьесы.
И, надо сказать, этому тандему удалось справиться с задачей просто идеально: саундтрек к картине в результате стал хитом и вошел в «золотой» фонд советской музыки из фильмов.
А многие из телезрителей до сих пор считают, что эти песни действительно авторства испанского драматурга.
Средиземноморская природа и белоснежный дворец аристократки графини Дианы де Бельфлор тоже были легко выбраны.
В те времена модно было выезжать на съемки в Крым, а тут как раз подходящий климат и флора: Левадия, ее парк и бывшая резиденция императора составляли отличный фон для развития итальянских страстей.
С тех пор экскурсоводы обязательно рассказывают туристам, что именно на этой лестнице Теодоро и Диана упражнялись в остроумии, под этим балконом Маркиз голосил серенаду, а возле тех кустов Тристан и Теодоро исполняли фривольные куплеты.
Кстати, как раз из-за этих пикантных песенок фильм чуть было не попал под запрет.
Дамы из Худсовета никак не хотели принимать ту часть картины, в которой мужчины поют о женщинах слова «если маленькая — ростом с фигу» и «пухленькая — скоро лопнет с жиру».
По их мнению, даже простолюдины не могли так скабрезно отзываться о прекрасном поле. Впрочем, и другие куплеты, хоть и выглядели как шутливые, но все же оскорбляли их чувства.
Так что режиссеру пришлось потрудиться, отстаивая слова поэта, с чем он и справился.
Слишком благородный Янковский и пропавший Вицин
У опытного Якова Боруховича Фридланда (он же Ян Фрид) был явный талант разжигать звезды. Не зажигать — он уже работал с популярными артистами — а заставлять их светиться ярче, открывая новые грани своего таланта.
Так, актриса театра им.Моссовета Маргарита Терехова до этого играла исключительно серьезные драматические роли. Возможно, именно предыдущий опыт помог ей так проникновенно провести внутренние монологи гордой влюбленной графини.
Кстати, на эту роль пробовалась Ирина Мирошниченко, но не смогла на пробах «выдать» достаточно аристократической заносчивости.
А вот дуэт Диана-Чурсина и Теодоро-Янковский вполне мог и быть, но все же создатели посчитали Людмилу излишне строгой и мало чувственной, а Олега — слишком благородным для секретаря-простолюдина.
Гирт Яковлев тоже рассчитывал на роль Теодоро, да и в кадре смотрелся весьма гармонично. Но все же был отвергнут — возможно, знаменитому латышу не хватило темпераментной итальянской изюминки.
На роль слуги Тристана некоторое время претендовал Леонид Каневский. Однако у него уже была своя линия в популярном детективном сериале «Следствие ведут знатоки», да и по советским правилам милиционер не мог одновременно играть и пройдоху.
А Армен Джигарханян, хоть тоже был занят, но все же находил время появляться на съемочной площадке и искрометно изображать хитрого неаполитанца. Впрочем, иногда все же брали для него дублера — в некоторых сценах мы видим спину не другого актера.
Конечно, свое очарование картине добавил бы Гергий Вицин в роли графа Людовико и Евгений Моргунов в качестве его слуги. Но по каким-то причинам любимец публики не доехал к месту съемок, и его графская «должность» досталась Эрнсту Романову.
Еще один петербургский актер Николай Караченцев получил роль другого пылкого влюбленного — маркиза Рикардо. Кстати, Михаил Боярский тоже шел на кастинг с намерением стать благородным дворянином, но чем все закончилось — мы уже знаем.
Караченцев же в этом фильме проявил еще и свой музыкальный дар. Впервые в кино он запел с экрана.
Причем сами съемки выглядели комично: Тереховой в тот день в Ливадии не было, и Караченцев проникновенно пел «Венец творенья, дивная Диана», воздевая руки к небу. А вот саму Диану снимали позже и уже на балконе санатория «Днепр».
Командирские манеры Теодоро и темперамент Дианы
Несмотря на легкость и солнечную атмосферу музыкального фильма о любви, съемки, по мнению участников, были не легкие.
Особенно выделялся своим противостоянием дуэт Боярский-Терехова.
Оба к тому времени обожаемые публикой актеры, с кипучими молодыми темпераментами, они постоянно находились в противостоянии на съемочной площадке. Как вспоминала актриса, ее неимоверно раздражали «режиссерские» выпады партнера.
Однажды Михаил настолько «достал» актрису, что сцену, где Диана ударяет секретаря веером, Маргарита отработала по-настоящему. У Боярского потекла не бутафорская кровь, а самая как есть натуральная.
Тем не менее впоследствии Терехова признавала, что эти рабочие трения пошли лишь на пользу картине.
Советские зрители увидели музыкальный фильм в первый день 1978 года. И до сих пор этот шедевр советского кино входит в список самых горячо любимых картин прошлого.