«Суета сует» — зачем уходил Борюсик?

Комедия Аллы Суриковой по сценарию Эмиля Брагинского «Суета сует» (1979) повествует о классической житейской ситуации – мужчина в свои 40+ решил начать новую жизнь с некоей дамой, и в этом уходе нет никаких страстей, а есть обыденная жажда перемен, ибо свежая любовь – антипод старой и «заржавевшей», точнее – покрывшейся пылью рутины.

Итак, семейная пара Борис Иванович и Марина Петровна – блистательный дуэт Фрунзика Мкртчана и Галины Польских.

Да, мне и в детстве было непонятно, почему герою Мкртчана, который даже говорит с армянским акцентом, оставили сценарное имя Борис Иванович, хотя, было бы правильнее и даже интереснее сделать его Тиграном или Ашотом.

Но вернёмся к суете. Марина – деловая, умудрённая женщина, работает в ЗАГСе, с разводами каждый день сталкивается, но как-то ни разу не примеряла эту печальную ситуацию на себя.

Как? Она? Нет! Но в один прекрасный день, когда в ЗАГСе шли регистрации свадеб, к Марине постучался её Борис и, стесняясь самого себя, молвил, что любит другую… Что за «другая»?

О, Лиза — полная противоположность Марины Петровны – мягкая в обращении, носит дома какие-то халатики с рюшами-воланами да звенящие мониста, вся такая в рыжеватых кудельках, но главное – безумно, удушающе ласковая, льстивая и постоянно что-нибудь стряпает.

При Марине её Борис – равноправный партнёр, при Лизе – он падишах, а ещё … Борюсик. Он для неё не только единственный, но и самый красивый.

Актриса Анна Варпаховская отлично сыграла очаровательный типаж, который иногда называют «еврейской мамой», но у Лизы нет ребёнка, а потому она потчует и милует взрослого мужика. Кстати, в этой истории нет …дидактики. Отсутствует, как осуждение разлучницы, так и сострадание к покинутой супруге.

Более того, нет и порицания «изменщика коварного». Любoвница, как «гyлящий» муж – в меру комичны, и только. Безусловно, в итоге Борис Иванович, крикнув, что его раздражает имечко Борюсик и вообще он хочет …нормальную котлету за 12 копеек! – возвращается к Марине.

Этому предшествуют разные события, благодаря которым чета вновь сближается, но сюжетные повороты не так увлекательны, как психологические.

Многие люди, как мужчины, так и женщины после стольких лет вместе начинают думать: «И что, вот это – уже всё?!» и принимаются лихорадочно искать новизну, а так как сменить профессию или найти захватывающее, «омолаживающее» хобби в этом возрасте сложно (сейчас – легче, в те времена – трудновато), на помощь приходит «любовь».

А потом наступает пресыщение и опустошение. И – ностальгия по привычным котлетам за 12 копеек, не особо роскошным, но связанным с домом.

И бесконечный восторг нежной Лизы начинает бесить – хочется к Марине, которая не ластится, но – своя, родная, навеки. Весь ужас в том, что это начинает осознаваться, когда неверный шаг уже сделан.

Марина Петровна приняла мужичка обратно, так как не переставала любить, а ведь иной раз и возвратиться уже …не к кому – есть женщины, типа Александры из фильма «Здравствуй и прощай» (1972), которые не прощают никакого предательства. А Борюсик уходил, чтобы …вернуться.

Оцените статью