Больше, чем любовь: пример невероятной дружбы Георгия Буркова и Василия Шукшина

В июле исполнилось 32 года со дня смерти Георгия Буркова. Планировала написать статью, но не случилось. И меня не покидает чувство чего-то несделанного.

Накануне читала его «Хронику сердца», и было ощущение, что пообщалась с очень близким, глубоким и разносторонне талантливым человеком.

Больше всего меня тронули воспоминания актёра о Василии Шукшине, которого он считает своим единственным другом:

В моей жизни было счастье: дружба с Василием Макаровичем.

Два похожих человека с одинаковыми взглядами, которые дополняли друг друга

Наверняка не все знают, насколько тернист был путь Георгия Буркова в артисты.

Уроженец Перми (1933-1990), по велению сердца в годы Великой Отечественной он еще мальчишкой выступал перед ранеными в госпиталях Но все попытки поступить по окончании школы на актёрский факультет провалились из-за невнятной дикции.

Бурков поступил учиться на юриста и в 20 лет вопрошал себя, что для него важнее: театр или литература. Даже запланировал написать четыре цикла романа, придумав каждому название.

Но через два года бросив университет, все же поступил в школу-студию при Пермском драмтеатре, реализовав свою мечту о сцене.

При этом постоянно писал, вел дневники, которые под названием «Хроника сердца» были опубликованы после его смерти супругой Татьяной Ухаровой .

Василия Шукшина зрители узнали и полюбили как актёра и режиссера, но он был по-настоящему талантливым писателем. Литературная слава пришла к нему уже после ухода из жизни.

Ночи Василий Макарович проводил за рабочим столом. Его произведения начинались словно с середины — одна-две фразы, и читатели оказывались среди героев. При этом Шукшин писал практически набело, без помарок, провозглашая:

Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре!

Сказку «До третьих петухов» он писал специально для Г. Буркова, чтобы тот мог снять по этому произведению свой первый фильм как режиссер. Друг был его первым читателем и мог внести любые предложения.

Друзья были похожи в том, что творчество и размышления о назначении искусства занимали их всецело, а вот в бытовой жизни оба не чувствовали себя уверенно.

Дочь Г. Буркова Мария в интервью даже назвала отца «бытовой катастрофой». А сам Георгий Иванович о Шукшине говорил так:

Сколь одержим был Шукшин в творчестве, столь же неправдоподобно беззащитен в жизни — перед ней робел, стеснялся.

По высоким кабинетам оба ходить не любили, тем более просить за себя. Власть они не жаловали. Г. Бурков вспоминал, что Шукшина партийные чиновники пытались подмять под себя, «но эта история не про него».

Георгий Иванович признавал, насколько Шукшин оказывал на него духовное влияние. Прежде всего тем, что хорошо понимал, чего хочет от жизни. Для Буркова он был настоящим героем своего времени.

Оба были из провинции, но Шукшин — представитель «деревенской эмиграции», более цепкий и близкий к народу. Он словно нес в себе страдание. Когда писал роман о Степане Разине, плакал: «Какого человека погубили!»

При этом рассказчиком он был не очень. Вокруг Георгия же Буркова всегда толпились люди — актер без умолку «травил» анекдоты и рассказывал байки, от которых все хватались за животы.

Пересказывал он и истории Шукшина, над которыми тот смеялся наравне со всеми.

Совместная работа

Безусловно, обоих сближала работа. К моменту знакомства актёры были уже известными людьми. Но Георгий Бурков, которого 32-летним пригласили в Москву после появления на экране в «Зигзаге удачи», все никак не мог найти свой театр.

Да и на экране ему частенько приходилось воплощать поднадоевшие образы спившихся интеллигентов. А мечтал он о роли Гамлета.

В фильме ЦТ к 30-летию памяти Буркова, Роман Виктюк признался, что с удовольствием поработал бы с Бурковым над пьесой Шекспира.

У Шукшина Георгий Иванович снялся в двух фильмах: «Печках-лавочках» и «Калине красной». В первом три дня, проведенные в купе, положили начало крепкой дружбе.

Оба могли говорить сутками напролет или часами молчать, понимая друг друга с полуслова. Кстати, образ вора «Конструктора» был выписан совсем не так, как в фильме.

Из приблатненного «жорика» на экране получился очень яркий персонаж, так как Шукшин всегда шел от актёра. Ради Буркова он переписал сценарий. Незабываемую сцену можно посмотреть здесь.

В «Калине красной» Бурков сыграл «Губошлепа», как всегда сделав из эпизодической роли настоящий фейерверк. А с 1974 года оба снимались в киноэпопее С. Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману М. Шолохова.

Съемочная группа жила на теплоходе «Дунай, пришвартованном на берегу Дона, вдали от селений. В это время друзья особенно много времени проводили вдвоем.

Тем более Бурков играл второго номера Лопахина — Сашу Копытовского. Во время съемок Георгий Иванович отметил свой 41-й день рождения. Шукшин подарил ему свою новую книгу «Беседы при ясной луне».

На Василия Макаровича выпала огромная нагрузка: он не только снимался в главной роли у Бондарчука, но и готовился к съемкам фильма о Степане Разине, писал сценарий для Г. Буркова, с которым вместе мечтал создать Русский народный театр.

Не успел. 2 октября 1974-го сердце В. Шукшина остановилось. Так суждено, что первым обнаружил бездыханное тело друга именно Г. Бурков.

Память

Актёр в молодости считал, что не умеет дружить, у него никогда не было близких людей, кому бы он мог доверить свои душевные переживания. Разве только жена. О Татьяне, своей коллеге, он всегда говорил:

Если она рядом, значит все будет хорошо.

Они познакомились в первом московском театре, им. Станиславского, куда его пригласил главный режиссер. Татьяне было 19, ему — 32. Они жили трудно, но счастливо.

В интервью Татьяна Ухарова как-то призналась, что их совместные 25 лет пролетели для нее незаметно.

Бурков был верным мужем, про таких говорят: «Не ходок». И любящим отцом. В 1966-м в семье появилась дочь Мария, будущая актриса. Кстати, увидев, что девочка похожа на него, Георгий Иванович огорчился: «Ну все, замуж не выйдет».

Актер считал себя некрасивым. Жаль, рождения своего внука Бурков не дождался. Его полный тезка, тот появился на свет ровно два года спустя после ухода деда из жизни.

В 1987-м у Г. Буркова появились первые проблемы с сердцем. Он обивал пороги, чтобы открыть Центр культуры им. Шукшина, который позднее возглавил. Лично провел огромное количество творческих встреч, посвященных памяти друга.

В «Хронике сердца» признался, что после смерти Шукшина не мог читать его произведения, а те, что казались веселыми и смешными, вдруг стали для него серьезными и трагичными.

Зная о мечте друга снять фильм о Степане Разине, Бурков в соавторстве с Германом Лавровым написал сценарий документального фильма «Посмотри в глаза мне…» Успел он поучаствовать и в фильме Л. Федосеевой-Шукшиной «Жил человек…» (1988) .

А 19 июля 1990-го не стало и самого Буркова. Он ушел из жизни скоропостижно после операции на ноге из-за серьезного перелома.

Его ждала роль президента в картине «Небеса обетованные» Э. Рязанова , которого он считал своим крестным отцом в кинематографе. Увы, свою, возможно, самую главную в жизни роль сыграть ему не удалось. Георгию Буркову навсегда останется 57.

Оцените статью
Больше, чем любовь: пример невероятной дружбы Георгия Буркова и Василия Шукшина
Дочь знаменитого отца Ксения Стриж. Почему перестала сниматься в кино, молодой муж и чем сегодня занимается журналистка