Факты о постановке «Мастер и Маргарита» Юрия Любимова

Одной из визитных карточек Театра на Таганке долгое время был спектакль «Мастер и Маргарита».

А далее вы можете прочитать факты об этом спектакле.

1. Между заявкой и фактической постановкой прошло 10 лет. Заявка была подана в 1967 году.

2. На спектакль не полагалось финансирование от государства, а потому реквизит и декорации были взяты из других постановок — из «Гамлета», «Часа пик», «Тартюфа».

3. Для получения окончательного разрешения на показ спектакля нужна была резолюция цензурного комитета и управления по охране государственных тайн в печати. Обычно согласование в таких учреждениях проходило долго, но здесь резолюция была получена на следующий день — «Классика в цензуре не нуждается».

4. Премьера спектакля состоялась 6 апреля 1977 года. На премьере присутствовали такие гости как Альфред Шнитке, Лиля Брик, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, дочь Никиты Хрущева — Юлия.

5. Роль Иешуа была сыграна Александром Трофимовым. По словам актера, для него эта роль была самой дорогой.

6. Роли Воланда в разное время играли Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Всеволод Соболев.

7. По замыслу Юрия Любимова Воланд был не столько в спектакле, сколько наяву. Он вглядывался в лица зрителей, обращался к залу с вопросами. Было понятно, что Воланд прибыл как бы не во время действия романа, а в современную Москву.

8. Роль Маргариты была особенной. Юрий Любимов долго не мог определиться, кто сыграет эту роль, так как по сюжету Маргарита была частично обнажена. В итоге на роль была утверждена Нина Шацкая. А обнажение воспринималось зрителями как «произведение искусства».

9. В роли Мастера Юрий Любимов хотел видеть Леонида Филатова, но тот долго колебался, так как не верил в жизнеспособность спектакля. В итоге первым исполнителем этой роли стал Дальвин Щербаков.

10. В роли Ивана Бездомного режиссер хотел видеть Владимира Высоцкого. Ему казалось, что ироничный характер Высоцкого поможет ему идеально показать Ивана. На первых репетициях было видно, что Высоцкий полностью соответствует роли. Но затем в спектакль он так и не вошел.

11. Спектакль ставили по 17 раз в месяц. При этом очередь за билетами могла растянуться «чуть ли не на четыре остановки».

12. Продолжительность первых спектаклей составляла 3 часа 20 минут. Затем хронометраж был увеличен до 4 часов.

***

К сожалению, видеоверсии спектакля или его фрагментов тех самых времен в Интернете нет. Имеются лишь отдельные фотографии.