«Кто боится Вирджинии Вульф?» классика социальной драмы с горьким послевкусием хаоса и одна из лучших ролей Элизабет Тейлор

Камерная психологическая драма. Всего четыре актера. Четыре актера, которые раздирают душу в клочья с первых и до последних минут. До степени бессознательности и ошарашенности. Первая мысль после титров – хорошо, что это закончилось.

Но почти сразу же мозг начинает плавиться от первого шока осознания увиденного. Как, как так можно жить? Ведь это моральное убийство. Каждодневное, ежеминутное, многолетнее убийство друг друга. Изощренная пытка словами.

«Держите в хозяйстве свинью, а иначе кто покажет, где трюфели?»

Так чудовищно. Но так гениально сыграно, что в какой-то момент меня начало потряхивать, потом подташнивать, потом разболелась голова. Потом всё разом. Если вы искали фильм, который поразит вас до онемения, смотрите. Это шедевр.

?Кто боится Вирджинии Вульф? (1966)

Who’s Afraid of Virginia Woolf?

Пять премий «Оскар»:

  • Лучшая женская роль
  • Лучшая женская роль второго плана
  • Лучшая операторская работа
  • Лучшая работа художника-постановщика
  • Лучший дизайн костюмов

Интересно, что это последний чёрно-белый фильм студии Warner Bros. и первый фильм режиссера. А еще феноменальный успех, рекордные сборы и почетное место в истории мирового кинематографа.

Майк Николс экранизировал очень успешную пьесу Эдварда Олби. Когда фильм только вышел, случилась маленькая культурная революция. Зрители были шокированы тем, как открыто и честно им показали конфликт внутри семьи. Последовавшая реакция даже частично привела к отмене скандального кодекса Хейса.

Для справки:

Кодекс Хейса, или кодекс Американской ассоциации кинокомпаний— это этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов и ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США.

Снимать фильмы, не соблюдая кодекс Хейса, было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров, принадлежавших членам ассоциации. В 1960-е годы киностудии отказались от соблюдения устаревшего кодекса; в 1967 году он был отменён.

Из-за кодекса Хейса проблемы с прокатом были даже у фильма «В джазе только девушки».

Итак, две семейные пары, одна из которых пришла поздно ночью в гости к другой. Джордж и Марта (Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор) – пара со стажем. Они лет двадцать в браке. Ник и Хани (Джордж Сигал и Сэнди Деннис) – молодожёны.

Молодожёны полны нежных взглядов, взгляды Джорджа и Марты полны яда. Любовь, если она была, давно растворилась в нем. Но они всё равно вместе. Болезненное сосуществование. Вместе невозможно и врозь нельзя.

Будто бы даже шелестом листвы произнесенное «развод» разрушит их спектакль. Спектакль, где у них всегда главные роли. Спектакль, который всегда идет с аншлагом.

«В моих фантазиях ты закатана в цемент по самую шею. Нет, по самый нос — так гораздо тише».

Начинается не просто полуночная вечеринка с коктейлями. Много, очень много неразбавленного бренди и виски, танцы, ссоры, вытряхивание грязного белья и скелетов из шкафов, цинизм, распутство, жестокость, взаимные унижения, грубость, сарказм, желание придушить друг друга или застрелить.

Для меня все, что происходит между Мартой и Джорджем – психологический кошмар. Хаос. Личный филиал ада. В своём мире я даже примерно не могу представить такие отношения.

Игры в иллюзии. Вот чем они занимаются. Иллюзии, в которых они, очевидно, ищут спасение. Они топят боль в алкоголе и растаптывают друг друга, находя в этом удовольствие. Потому что иначе их жизни невыносимы.

У Марты есть кое-что для поддержания себя на плаву, но у Джорджа в рукаве новая реплика для спектакля. Реплика, которая меняет всё.

«- Истина или иллюзия, Джордж. Ведь не знаешь разницы.

— Да, но мы должны жить так, как будто знаем».

Рассказывать, в чем суть конфликта и чем в итоге заканчивается игра, я, конечно, не буду. Должны же вы прочувствовать всё сами. Но финал просто добивает. Как асфальтовый каток, медленно, но верно.

Без шансов. Казалось бы, куда хуже? Но ты просто раздавлен после этих более чем двух часов убийственных диалогов, не прекращающихся ни на минуту. Они кричат, их слова летят, как пули. Разрывные.

Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор – гениальны, нет слов. На мой взгляд, у Тейлор здесь одна из лучших её ролей, если не лучшая. Молодожёны – великолепны. Такой пример Марты и Джорджа через дцать лет. И от этого ещё страшнее. Всем больно, все несчастны, все не знают и, по-моему, даже уже не хотят знать, что можно и по-другому.

Рекомендую всем, кто любит шикарную актерскую игру, хорошую операторскую работу, черно-белое кино, глубочайший смысл и горькое послевкусие хаоса.

Оцените статью
«Кто боится Вирджинии Вульф?» классика социальной драмы с горьким послевкусием хаоса и одна из лучших ролей Элизабет Тейлор
Почему Бальзаминову повезло?