«Ларец Марии Медичи» — задумка была идеальной…

Когда я первый раз смотрела фильм «Ларец Марии Медичи» (1980), то не поняла, …с какого боку там сия королева. О её существовании советские подростки знали из книг Александра Дюма и (о, чудо!) не путали её с Екатериной Медичи.

Да, там в одной из сцен говорится, что ларец имел нескольких владельцев, точнее – держателей, переходя от одного к другому, и вторая жена Генриха IV была одной из. Увы, мы так и не увидели ничего о Марии Медичи, хотя моё поколение очень любило костюмные сюжеты «плаща и шпаги».

Зато начало, связанное с альбигойцами, впечатлило. Правда, я тогда почему-то решила (так запомнилось), что это – тамплиеры. Хотя, не «почему-то» — мы все тогда читали ещё и «Проклятых королей» Мориса Дрюона, где завязка – тема этого Ордена.

В общем, всех казнили – и там, и здесь. Насчёт альбигойцев поняла чуть позже. К слову, в советской традиции к ним (к альбигойцам) относились несколько лучше, нежели к Симону де Монфору и всем тем, кто уничтожил альбигойскую ересь вместе с её носителями.

В целом, «Ларец…» — это пример качественной «попсы», подобно тому, что много позже делал Дэн Браун. Итак, детектив о таинственном предмете был снят по одноимённому роману Еремея Парнова. Книга одновременно и лучше, и хуже киноверсии.

Лучше потому, что динамичнее и лаконичнее, а хуже… потому что в угоду динамике фильм получился не только сжатым, но и скомканным. Всё как-то галопом и с перескоком. Эту фабулу надо было растянуть на 3-5 серий. Тогда вышел бы шедевр.

А ещё не понравился подбор некоторых актёров на главные роли. Клара Лучко, разумеется, красивая и утончённая дама, но до французской дворянки, ведущей свой род с …-дцатого века она не дотягивает.

Эммануил Виторган тоже не боярин Свиньин – Савиньи. Не могу совместить образ этого персонажа с тем, кого описывает Парнов, хотя у Витограна есть отрицательная харизма, но не мерз(л)яевская, как у Олега Басилашвили, а демоническая. Но – нет.

Ещё показался каким-то …необязательно-фоновым героем капитан Люсин (Валерий Рыжаков). Он тут выглядит не главным героем и движущей силой, а некой дидактической функцией, что борется за всё хорошее да против всего плохого. Зато!

В кадре мы наблюдаем роскошные киноработы сразу двух реальных аристократов. Мощная Евдокия Урусова, умевшая быть комичной и величавой одновременно, здесь явлена в образе Веры Фабиановны Чарской.

А как прекрасен Леонид Оболенский в средневековых одеждах! Кажется, что это …хроникальные кадры, подсмотренные из машины времени. Великолепно и то, что французы …говорят по-французски. Если бы не эти, по сути, эпизодические, хотя, и ключевые персонажи, повествование вышло бы вовсе плоским.

Да, сам ларец, к коему королева Мария имела лишь касательство! В те годы сделались популярными детективы, крутящиеся вокруг артефакта, будь то скрипка Страдивари или какая-нибудь фамильная драгоценность. Эпоха любви к старине.

За вещью охотятся и наши жулики, и зарубежные гады, а параллельно идёт какая-нибудь эффектная история «родом» из ушедших времён. В «Ларце…», как и в других подобных сюжетах, присутствует тема антикварных салонов, за благообразными фасадами которых постоянно совершаются махинации.

Так и здесь – глуповатый, но хитренький мальчик, продавец Витя Михайлов оказывается втянут в интригу, а потом убит. На ряде профессий в СССР стояли негласные тавро — на барменах, манекенщицах, работниках антик-магазинов. Дескать, склонны к антиобщественному поведению.

Также в сюжете присутствует ещё одна важная линия – французское Сопротивление, с которым в СССР очень много носились. Это были вялые барахтанья горстки французов, просто слегка мешавших немцам. По сравнению с нашими партизанами и подпольем!

Ни о каком жестокой непокорности речи не заходило, хотя, среди участников Résistance были и герои, и жертвы. Также красной нитью проходит мотив разграбления Павловска фашистами, коим помогал Свиньин-Савиньи.

Вот в целом всё круто, интересно, захватывающе, но …ощущение какой-то недоделанности что-ли. С такой завязкой могло бы получиться нечто фантастическое, но затем всё съехало к типовому милицейскому детективу. Замах был на золотой флорин, а итог — за рупь-двадцать. А жаль.

Оцените статью
«Ларец Марии Медичи» — задумка была идеальной…
Факты о постановке «Мастер и Маргарита» Юрия Любимова