Научно-фантастический триллер, в котором заразный вирус едва не привёл к ядерному апокалипсису

«Сюжет этого фильма отчасти фантастичен, хотя ситуация, положенная в основу, вполне вероятна в условиях, пока в капиталистическом мире существуют влиятельные силы, кровно заинтересованные в разжигании военного психоза, в дальнейшей гонке ракетно-ядерных вооружений», — так пышно и пафосно была охарактеризована картина режиссёра Алексея Салтыкова «Крик дельфина» (1987) в журнале «Советский экран».

Для самого Салтыкова фильм стал новым и необычным опытом:

прежде он снимал драмы и мелодрамы и исторические ленты, и на этот раз решил попробовать себя в жанре фантастики.

Результат вышел спорным.

Вдохновила Алексея Салтыкова на создание фильма повесть «Крик дельфина», которая впервые была опубликована в 1982 году в журнале «Искатель» (чуть позже она вышла уже отдельной книгой). Написал повесть Николай Черкашин, популярный маринист, в прошлом — офицер Северного флота.

Повесть «Крик дельфина» была одним из первых его произведений, потом Николай Черкашин полностью погрузился в писательство, активно печатался и продолжает много работать сейчас. Сценарий для фильма он написал сам, и хоть в целом он придерживался оригинала, часть линий были сглажены.

Итак, сюжет. Из некоего иностранного порта на боевое дежурство выходит новейшая субмарина «Архелон», несущая ракеты с ядерными боеголовками.

Среди центральных действующих лиц капитан «Архелона», 33-летний красавец и опытный военный Рейфлинт, психолог Бар-Маттай, прежде занимавшийся изучением дельфинов и, кажется, немного уставший от жизни, немолодой стюард Ахтияр, не чуждый плотским страстям, и разношёрстная команда, не слишком хорошо знакомая с дисциплиной.

Но главное случается чуть позже: оказывается, что

несколько ракет несут вовсе не ядерные боеголовки, а бактериологическое оружие. Одна из них разгерметизировалась,

выпустив неизвестный вирус в подлодку. И теперь члены команды начинают заражаться болезнью, от которой нет противоядия (в книге это напасть, сходная с проказой. В фильме — некая «бронзовка», которая не уродует человека, а окрашивает кожу в бронзовый цвет и, похоже, повреждает рассудок).

Флотское командование предлагает капитану два варианта:

либо подойти к острову, отправить заражённых в клинику и сдать субмарину не дезинфекцию, либо оставаться на дежурстве, превратив лодку в изолятор (а на самом деле в кладбище) и дожидаясь создания лекарства.

Экипаж выбирает второе. Ближе к финалу болезнь сражает и капитана, который приходит к выводу, что человечество несёт лишь зло, а он сам рождён для избавления планенты от человечества. И он уже готов пустить в действие свой смертоносный груз.

Главные роли получили прибалтийские знаменитости, и это вполне предсказуемое решение, когда речь идёт о фильмах о заграничной жизни. Капитана Рейфлинта сыграл Ивар Калныньш (озвучил его Сергей Малишевский, постоянно отдававший голос Калныньшу), а Бар-Маттая — Донатас Банионис (озвучен Юрием Чекулаевым).

В роли порочного стюарда Ахтияра — Армен Джигарханян.

Второстепенная роль чрезмерно общительного врача О”Грегори досталась Юрию Васильеву (его герой на земле разболтал тайну трагедии «Архелона» и в результате сам оказался в этом страшном лепрозории).

В других ролях Ростислав Янковский, Паул Буткевич, Вилнис Бекерис, Владимир Епископосян, Андрей Подошьян.

В роли актёра-мима, у которого стюард похитил девушку, — мим Анатолий Елизаров.

Конечно, история из заграничной жизни не могла обойтись без эффектных дам. В ролях жён и подруг подводников Татьяна Паркина (помните, её коварную Марту из «Не могу сказать “прощай”» (1982)?), Надежда Бутырцева, Кетован Митаишвили,

а небольшой, но трагический образ возлюбленной стюарда, той самой актрисы, отобранной у мима, достался Ирине Погодиной. А роль арабского миллионера, нового избранника жены Рейфлинта, получил будущий режиссёр Жорж Массух, уроженец Сирии и ученик Георгия Товстоногова.

И нельзя, конечно же, обойти вниманием совершенную субмарину «Архелон», где оказались запертой поражённая страшным вирусом команда. В её роли — советская подводная лодка СС-310, входившая в состав Черноморского флота.

В апреле 1987 года «Крик дельфина» выпустили в прокат, и он привлёк в кинотеатры больше 16 миллионов зрителей, войдя таким образом в число наиболее популярных фильмов года. Критики же встретили экспериментальную картину Алексея Салтыкова более чем сдержанно, отметив, что

она полна стереотипов и банальностей, слишком скучна для динамичного детектива и затянута.

От себя могу добавить, что «Крик дельфина» снят темновато, из-за чего приходится вглядываться в экран, чтобы разобраться в деталях, и это мешает восприятию. Фильм действительно наполнен философскими сентенциями (особенно ближе к финалу) и они не всегда уместны.

В целом «Крик дельфина» к просмотру рекомендовать могу, но эта история скорей для просмотра одноразового, на звание выдающейся она вряд ли может претендовать, и всё-таки Алексею Салтыкову больше удавались сюжеты реалистичные.

Ну и отдельное примечание касательно музыки. Через весь фильм проходит знаменитая композиция Глории Гейнор I will Survive, что для советского (пусть даже и позднесоветского) фильма, согласитесь, экзотично.

Оцените статью
Научно-фантастический триллер, в котором заразный вирус едва не привёл к ядерному апокалипсису
Как выглядит «Ирония судьбы» в глазах зарубежных критиков