Оказывается, многие реально считают «Два капитана» лучшим произведением XX века. Вот так дела

Написали мне тут удивительный комментарий, я сначала даже не поверил.

Друзья мои, не пишите больше такое. Прежде всего: я сам очень люблю «Два капитана», перечитывал эту книгу несколько раз, сроднился с героями и всегда им сопереживал. Но называть роман Вениамина Каверина лучшим произведением XX века… это уже перебор.

Уверен, что по-настоящему гениальную книгу нельзя нормально экранизировать. Величайшим писателем в истории России был Достоевский. Литератором — конечно же Пушкин, но он поэт, а именно прозаиком — знаменитый Федор Михайлович. Возьмем «Братья Карамазовы». Фильм 1969 года хорош, но все-таки представляет собой нечто вроде набора клипов. Экранизацию Пырьева вытягивают блестящие актеры, великолепные декорации и высочайшее мастерство съемочной группы — от оператора до гримеров и реквизиторов. Но все-таки фильм не отражает всех тонкостей и нюансов романа, да это и в принципе было невозможно! По «Бесам» вообще ничего нормального не сняли, одна муть. Обратный пример — «Дубровский». Яркую, динамичную книгу тягомотно растянули на 4 серии, и не спасло даже присутствие Владимира Самойлова. Как правило, фильмы-шедевры получаются чаще именно по слабеньким текстам. «Афоня», «Три тополя на Плющихе», «Место встречи изменить нельзя», и так далее.

А вот по «Двум капитанам» обе экранизации — хорошие. Конечно, первая слишком короткая, а во второй Саня Григорьев чересчур уж серьезный и одновременно положительный. Но все-таки это отличные фильмы, вполне раскрывающие суть и основные сюжетные линии романа. Не «Бесы» Таланкиных.

Далее. В «Двух капитанах» имеется несколько сюжетных провалов и натяжек. Ну например, Саня постоянно натыкается на доктора Ивана Ивановича. Прием, характерный для кино, но крайне несвойственный книгам. В огромной стране такие фантастические совпадения были практически невозможны. Более явную нелепицу я встречал только в «Джейн Эйр», когда девушка случайно зашла в первый же дом на дороге, а там, как оказалось, жили ее брат и сестра. Феерический бред! Другой пример. Почему отравилась Марья Васильевна? Мы с вами долго пытались разобраться, да так и не поняли.

В «Двух капитанах» несколько отвратительно-каррикатурных персонажей, в которых нет ничего положительного. Гаер Кулий. Или Ромашов. Мы-то его знаем в исполнении симпатичного Юрия Богатырева, но в романе Ромашка полный подонок.

Еще раз уточню. Я сейчас совершенно не «поливаю» «Двух капитанов». Я их люблю нежно. Но называть роман Каверина величайшим произведением, когда есть «Мастер и Маргарита»

Читать «Двух капитанов» долго. Приходится останавливаться, переводить дух. Роман Булгакова конечно короче каверинского, но в любом случае он проглатывается на одном дыхании, за один вечер. Язык — даже трудно сравнивать. Юмор — в «Двух капитанах» его нет, в «Мастере и Маргарите» юмор искрометный, тем более удивительный, с учетом того, что это глубоко трагическое произведение, которое писал смертельно больной человек. Когда читаешь «Двух капитанов», то все-таки воспринимаешь события как происходящие с какими-то посторонними людьми. Когда читаешь «Мастера и Маргариту», такое ощущение, что ты сам сидишь на скамейке с Бездомным и Берлиозом. Добавлю, что булгаковский роман базируется на главном сюжете в истории мировой культуры и литературы — распятии Иисуса Христа. И эта линия ничуть не слабее той, что происходит в довоенной Москве.

Неудивительно, что ни одной нормальной экранизации «Мастера и Маргариты» никому так и не удалось создать.

Оцените статью
Оказывается, многие реально считают «Два капитана» лучшим произведением XX века. Вот так дела
Сказочные гонорары, риск Крачковской и отказ Миронову: как создавали комедию «Иван Васильевич меняет профессию»